В январе 2013 года должность бизнес-омбудсмена заняла предприниматель Лариса Невидайло, в сентябре того же года она официально приступила к своим обязанностям.
_Пять лет исполняется институту уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области в 2018 году. В январе 2013 года должность бизнес-омбудсмена на общественных началах заняла предприниматель Лариса Невидайло, в сентябре того же года она официально приступила к своим обязанностям. На состоявшемся 8 февраля заседании Тюменской областной думы она подвела итоги своей работы. Для депутатов ее выступление стало поводом порассуждать, насколько эффективным оказался замысел учреждения института бизнес-омбудсмена. Подробности — в совместном проекте еженедельника «Вслух о главном» и регионального парламента «Общественная экспертиза»._
Новшество за новшеством
Отчет Лариса Невидайло начала с одной из своих любимых цитат: «Сначала предприниматель живет так, как другие не хотят, а потом живет так, как другие не могут». Однако она констатировала, что с каждым годом для бизнесменов достижение этой цели становится все сложнее и тернистее. Об этом свидетельствует и растущее число обращений к бизнес-омбудсмену, и те причины, которые побуждают предпринимателей обращаться к ней за помощью. В первую очередь, на их работе отражается постоянно меняющееся законодательство, регламентирующее деятельность бизнеса. 2017 год, по словам Ларисы Невидайло, ознаменовался целым рядом нововведений, не все из которых прошли гладко.
Болезненно предприниматели пережили изменения в Налоговый кодекс, которые вступили в силу с 1 января прошлого года. Функции администратора медицинских и пенсионных страховых взносов перешли от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе. При передаче информации выгрузка данных произошла некорректно, в результате начисления компаниям удваивались, возникала искусственная недоимка. Многие предприятия превратились в «злостных должников». А ФНС поспешила блокировать им счета. Сейчас вопрос полностью решен на федеральном уровне и, по словам Ларисы Невидайло, больше не повторится. Однако не все предприниматели, ставшие жертвой ошибки, сумели восстановить свой бизнес.
Кроме того, одним из самых значительных нововведений 2017 года стало повсеместное внедрение онлайн-касс в организациях. Оно коснулось почти всего существующего малого бизнеса, но по-прежнему вызывает много сложностей и вопросов. Лариса Невидайло поблагодарила депутатов Тюменской областной думы за совершенствование законодательства в этой сфере. Благодаря их активному участию принято решение об отсрочке применения онлайн-касс до 2019 года для отдельных видов деятельности. Кроме того, решено предоставить предпринимателям вычет в размере 18 тыс. рублей за каждый приобретенный и зарегистрированный кассовый аппарат.
Бизнесмены, у которых нет доступа в Интернет из-за удаленности от сетей связи, освобождены законодательством от необходимости передачи данных в режиме онлайн в Федеральную налоговую службу. То есть могут не использовать в своей работе онлайн-кассы. Однако в конкретном перечне муниципальных образований, не имеющих выхода в Интернет, не было учтено, что многие предприятия, например, санатории или придорожный сервис, находятся за границами этих муниципалитетов. Таким образом, в Тюменской области около ста объектов бизнеса оказывались потенциальными нарушителями закона. Как отметила Лариса Невидайло, этот пробел также удалось своевременно устранить.
Учиться, учится и еще раз учиться
Среди тем, по которым бизнесмены чаще всего обращались к бизнес-омбудсмену, — проведение проверок, привлечение предпринимателей к ответственности, применение и особенности налоговых режимов, правила работы с контрольно-кассовой техникой. 94% обращений рассмотрено, работа по ним завершена. В 2017 году сократилось количество жалоб, связанных с проведением проверок. В этом большую роль сыграло изменение самого подхода к проведению проверок со стороны органов власти. Ощутимо снизилось число претензий от бизнесменов в адрес органов местного самоуправления — с 41% в 2016 году до 14% в 2017 году. «Это свидетельствует об эффективности перенастройки отношения к бизнесу, чего требовал губернатор», — пояснила Лариса Невидайло.
Число заявлений от предпринимателей о том, что их права нарушены, год от года сохраняется примерно на одном уровне. Во всех случаях нарушений прав предпринимателей удавалось разрешить проблемные ситуации в досудебном порядке. Два дела, оказавшихся в арбитражном суде, завершились отменой штрафа в сумме 250 тыс. рублей, и заменой его предупреждением. «Для малого предприятия это приличные деньги», — подчеркнула Лариса Невидайло. Однако в третьем деле, которое рассматривал мировой судья, в замене штрафа предупреждением было отказано. Судья мотивировал это тем, что предпринимателю и так назначен минимальный штраф. Обжаловать решение бизнесмен не стал.
Изменениям законодательства в 2017 году институт уполномоченного в Тюменской области провел более ста обучающих мероприятий. Их посетили более 5 тыс. человек. Самым популярным и крупнейшим стал пятый форум «День знаний для предпринимателей», в нем приняли участие губернатор Владимир Якушев и уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте России Борис Титов. Форум посетили 1,5 тыс. бизнесменов. Из новых направлений деятельности бизнес-омбудсмена в 2017 году сама Лариса Невидайло выделила взаимодействие с международными правозащитными организациями.
Круг полномочий
После отчета бизнес-омбудсмен ответила на вопросы народных избранников. Артем Зайцев получил ответы на свои вопросы о недоразумении между Пенсионным фондом и налоговой службой, а также о работе онлайн-касс. Заместитель председателя областной думы Владимир Пискайкин поинтересовался судьбой финансов юридических лиц, чьи средства были размещены на счетах лишенного лицензии Сибирского банка реконструкции и развития. Беспокойство Глеба Трубина вызвало увеличение обращений бизнесменов, связанных с их уголовным преследованием. Многие подобные вопросы находятся вне полномочий Ларисы Невидайло. Прежде всего, это касается уголовных дел и решений федерального центра.
Иван Левченко поинтересовался, каков порядок действий уполномоченного в случаях, когда бизнесмен считает действия органов правопорядка и органов власти против себя незаконными. «Вы проводите проверку. Устанавливаете, что к вам обратились оправдано, а действия сотрудников полиции незаконны. Как вы тогда поступаете? Пишите представления на тех, кто превысил полномочия?» — спроси он. Лариса Невидайло пояснила, что у омбудсмена отсутствуют полномочия по контролю за соблюдение уголовно-процессуального законодательства. Она не осуществляет правовой анализ, а сообщения о нарушениях закона в отношении бизнесменов переправляет в прокуратуру.
Глеб Трубин, Артем Зайцев и Денис Садовников высказали несколько пожеланий в адрес работы уполномоченного. Артем Зайцев попросил уделять больше внимания поддержке бизнеса в отдаленных районах Тюменской области — в Викуловском, Сорокинском, Сладковском. Денис Садовников выразил мнение, что нужно укреплять взаимодействие с федеральным центром, поскольку именно там принимаются ключевые решения. Глеб Трубин заявил, что процедуры проведения проверок по-прежнему остаются несовершенными и вызывают беспокойство бизнесменов, а также призвал сосредоточить внимание на уголовных делах, которые возбуждают против занятых предпринимательской деятельностью.
Крик души
Депутат Инна Лосева подчеркнула, что Лариса Невидайло делает все, чтобы защитить права предпринимателей, и ни один раз посетила все муниципальные образования Тюменской области. «За эти годы увеличилось не просто количество обращений к уполномоченному, но и количество людей, поверивших в этот институт. На всех мероприятиях, которые она проводит, людей было больше, чем мог вместить зал. Это говорит о доверии, которое предприниматели выражают омбудсмену», — сказала Инна Лосева. Она подчеркнула, что от бизнес-омбудсмена всегда исходит много полезных инициатив, которые находят поддержку, в том числе и на федеральном уровне. Хотя федеральный центр, как правило, редко прислушивается к идеям из регионов.
Владимир Ульянов обратил внимание на то, что качество работы бизнес-омбудсмена существенно выросло. По его словам, высокий процент досудебного урегулирования споров говорит о том, что уполномоченный находит доводы, чтобы стороны сумели прийти к взаимовыгодному решению. Сокращается количество нарушений на уровне субъекта Федерации и местного самоуправления. Кроме того, уполномоченный всегда вносит эффективные предложения по совершенствованию законодательства: почти все предложения реализованы. Не менее важным Владимир Ульянов назвал обучение предпринимателей. «хоть мы и в рынке 25 лет, мы все еще учимся. Институт уполномоченного состоялся, подтвердил эффективность и необходим», — заключил он.
В свою очередь Богдан Богославец поставил под сомнение необходимость существования института уполномоченного, сославшись на свой более чем двадцатилетний опыт в бизнесе. «Коллеги, знаете, мы можем насоздавать много органов. Но если мы не обратим внимание на то, в каком положении сегодня предприниматели — петля на шее, осталось выбить стул — мы просто задушим малый и средний бизнес. Считайте, что это крик души», — заявил парламентарий. Отвечая на эту реплику, Лариса Невидайло сослалась на слова Бориса Титова: «Если пропадет надобность в этом институте, значит, мы хорошо сделали свою работу».