Dipol FM | 105,6 fm
93.44
99.58

Миссия выполнима

Корреспондент «Читаем вслух» прошла экспресс-обучение основам выживания и спасения пассажиров при аварийной посадке самолета.

Бытует мнение, что бортпроводники — это такой же обслуживающий персонал, как, скажем, официанты. Однако, это не так. Конечно, бортпроводники приносят напитку и еду, делая наш полет комфортным. Но в первую очередь они отвечают за безопасность пассажиров на борту самолета, поэтому должны в совершенстве знать технику безопасности, основы оказания первой помощи, а также уметь грамотно объяснить пассажирам сложившуюся ситуацию и успокоить их.

Иными словами, им приходится быть официантами, спасателями, медиками, психологами. Миссия кажется невыполнимой. Чтобы справиться с ней, требуется ни один год тренировок. Корреспондент «ЧВ» убедилась в этом, пройдя экспресс-обучение основам выживания и спасения пассажиров при аварийной посадке самолета.

Миссия выполнима

Необходимые навыки бортпроводники внутренних и внешних авиалиний компании «ЮТэйр» получают в Центре подготовки персонала. При первом же знакомстве с преподавателями понимаешь, что здесь работают истинные профессионалы своего дела. Учебные классы напоминают съемочную площадку, где в реальную величину воссозданы кабины самолетов. Только здесь не снимают голливудские блокбастеры, а учат выживать и спасать других.

Не учебная тревога

Итак, самолет готовится совершить аварийную посадку. Наша задача незамедлительно, а главное — правильно, без лишней паники и травматизма покинуть самолет. Группа обучающихся, примерно 15 человек, занимает места в салоне «самолета» — тренажера в виде кабины. Бортпроводник инструктирует и показывает безопасную позу — пассажиры наклоняются и обхватывают голову или колени руками. Таковы правила посадки пассажиров при аварийном приземлении самолета.

Миссия выполнима

Бортпроводник, отвечающий за нашу эвакуацию, оценивает ситуацию за бортом воздушного судна и, убедившись, что на этом участке нет возгораний или еще каких-либо помех, начинает эвакуировать людей, привлекая внимание, подает команды:
— Отстегнуть ремни, оставить все, на выход, ко мне! Прыгайте, съезжайте, убегайте!

Пассажиры один за другим покидают самолет, скатываясь по аварийному трапу. Делают они это, строго соблюдая правила. Нельзя держаться за стенки кабины, чтобы не пораниться. При спуске по надувному трапу руки можно скрестить на плечах, а лучше вытянуть вперед, чтобы человека, приближающего к концу трапа, тут же могли подхватить и быстро поднять «пассажиры-помощники», нельзя терять ни секунды.

Миссия выполнима

Кстати, количество запасных выходов зависит от типа самолета, а соответственно и времени, за которое все пассажиры должны покинуть воздушное судно, при условии, что половина выходов будет заблокирована. Согласно нормам, эвакуация должна занимать не более 90 секунд, вне зависимости летит там 30 или 200 человек. Поэтому, как правило, самолет оснащен 8 или 10 выходами. В последние годы за этим нормативом следят весьма пристально. И когда новый самолет не проходит по этому показателю итоговый контроль, компания-производитель врезает дополнительные люки.

Ну вот и мой черед. Несколько секунд переминаюсь с ноги на ногу, как в детстве, когда впервые прыгала с крыши беседки или гаража. Прыжок. И вот я уже твердо стою на ногах. Кажется, не прошло и секунды. Мы все спасены.
Но это лишь начало обучения бортпроводников. Впереди — эвакуация на воду.

Спасатели Малибу

Отправляясь в отпуск в жаркие страны, все мы не раз слышали инструкцию о том, как правильно пользоваться спасательными жилетами. Ими, а также плотами, воздушные судна оснащают, если полет хотя бы полчаса проходит над водой. Учебным «океаном» выступает выступает бассейн аграрного университета Северного Зауралья, находящийся вблизи аэропорта Рощино. Здесь бортпроводники проходят подготовку один раз в год под руководством преподавателя Станислава Матерьянова. Практически всех ребят он знает в лицо. На его счету подготовка ни одного летного состава. Красивые бортпроводники в купальниках похожи на спасателей Малибу, патрулирующих солнечные пляжи Калифорнии.

Одна из первых задач бортпроводников — покинуть воздушное судно в жилетах. На тренировке это выглядит так: бортпроводник прыгает в воду с небольшого пьедестала и отплывает на безопасное расстояние. Надо признаться, что плаваю я весьма неплохо, но в жилете это делать крайне неудобно. Он плотно облегает шею и, конечно, не рассчитан на скоростное плавание. Его главная задача — удержать человека на плаву. Но с этой задачей я справилась.

Следующая часть подготовки — транспортировка пострадавшего. К сковывающему движения жилету добавляется новое условие — грести одной рукой, а второй нужно держать пострадавшего.

Миссия выполнима

Если честно, я не думала, что в таких условиях можно спастись. Но в гражданской авиации предусмотрели и этот случай. Одна из отработанных нами команд так и называется — групповое выживание. Бортпроводники вместе с пассажирами образуют кольцо, плотно прижавшись друг к другу. Это позволяет дольше удерживать тепло в ледяной воде. Примерно по такому же принципу отрабатывается и команда — привлечение внимания. Обхватив друг друга за плечи, нужно бить ногами по поверхности воды, создавая эффект бурления. Такой сигнал спасатели могут заметить с воздуха, патрулируя предполагаемое место падения самолета. В ходе подготовки мы отработали также и команду «выживание в одиночку». В этом случае человеку следует принять позу эмбриона и ждать помощи.

Не менее сложное испытание — транспортировка на плоту. Начнем с того, что взобраться на плот, покачивающийся на воде, да еще и в спасательном жилете, очень трудно. Надо отдать должное бортпроводникам. Практически все из них выполняют задачу с такой быстротой, словно делают это каждый день. Количество плотов на самолете зависит от посадочных мест в самолете. Нам предстояло спасаться на шестиместном плоту. Первые несколько минут после спуска плота на воду, пока доставали весла, мы гребли руками, чтобы как можно быстрее и дальше отплыть от места аварии. Поверьте, это нелегко.

Врача, вызывали?

Особое внимание в обучении бортпроводников уделяется оказанию первой медицинской помощи. Их задача — сделать все возможное для поддержания жизни пассажира во время полета. На земле им займутся медики, которые будут ждать пострадавшего у самолета.

Обучение ведется на самых современных тренажерах, которые позволяют увидеть последствия неверно оказанной первой помощи. К примеру, ошибка при непрямом массаже сердца может привести к перелому грудной клетки.

Миссия выполнима

>
В 2013 году подготовку прошли 350 новичков и 500 действующих бортпроводников.
В 2014 году закончили обучение уже 170 будущих бортпроводников.

Что касается самих самолетов, то они оснащены всем необходимым. Помимо стандартных комплексов врачебной помощи, куда входят перевязки и не имеющие сильных побочных эффектов таблетки, на борту также есть аптечки, предусмотренные для бортпроводников с медицинским образованием. В них есть инъекции и даже инструменты для принятия родов.

Не бывает дыма, без огня

Пожар может возникнуть во многих узлах самолета. И для каждого случая требуется особая процедура действий. Поэтому бортпроводников учат правильно и в считанные секунды локализовать любое возгорание. Основное обучение проходит на авиационных симуляторах пожара, которые имитируют пожар. Предварительно бортпроводников знакомят с техникой безопасности при возгорании (необходимо за 8 секунд надеть защитный капюшон) и типа огнетушителей (например, хладоновый применяется при тушении проводки). Этим тренировки не ограничиваются. В процессе обучения бортпроводники тушат и реальный пожар, специально разведенный для них любимыми преподавателями на полигоне.

Кушать подано

После такой подготовки обучение обслуживанию пассажиров во время полета кажется намного легче. Оно проходит также в учебном классе с установленной кабиной настоящего самолета. Будущие бортпроводники учатся правильно сервировать рабочую тележку и оттачивают технику подачи еды пассажирам. Кстати, если рейс по каким-то причинам задерживается, бортпроводники тут же связываются с цехом питания, для замены приготовленной еды, так как продукты имеют сроки реализации.

Главное, чтоб костюмчик сидел

Внешний вид бортпроводника должен быть всегда безупречен. Ведь, бортпроводник - прежде всего, лицо компании. Неслучайно в учебном курсе есть даже специальная дисциплина — имидж бортпроводника, где рассказываются незыблемые заповеди: длинные ногти не носить, ювелирные украшения не надевать, волосы не распускать, каблуки не выше 4,5 сантиметров.

Кстати, в каждой авиакомпании есть специальный отдел, разрабатывающий форму. К примеру, в авиакомпании «ЮТэйр» недавно приняли даже штатного дизайнера. Как правило, при создании очередной линейки формы учитываются пожелания бортпроводников — ведь от удобства формы зависит и степень комфортности обслуживания.

А мне летать охота

Как признаются «бывалые» гражданской авиации, по кандидатам сразу видно, кто сможет работать бортпроводником, а кто нет. Существует даже отдельная дисциплина — человеческий фактор. Впервые ее начали читать американским летчикам. Кандидатам, прошедшим отбор, показывают фильм с шокирующими кадрами авиакатастроф, после чего некоторые отсеиваются сами собой. В целом, особо жестких критериев для приема на работу бортпроводником нет. Это должны быть молодые люди или девушки, не младше 18 лет и не старше 29 (в некоторых компаниях не старше 35), приятной внешности, имеющий среднее или высшее образование.

Обычно авиакомпания объявляет конкурс. Отбором кандидатов занимается опытная комиссия, которая оценивает все в совокупности: внешний вид, рост, вес и главное — личностные характеристики. Кандидат должен за маленький промежуток времени показать, насколько он открыт. На комиссии подмечают все: жесты, мимику и реакцию на провокационные вопросы. Каждый кандидат в обязательном порядке проходит врачебно-летную экспертную комиссию и проверку службы внешнеэкономической безопасности, рассказывает директор учебного центра «ЮТэйр» Владимир Демкин.

Миссия выполнима

> Размер заработной платы бортпроводников рассчитывается в зависимости от типа воздушного судна и часов налета, а также от маршрута — внутренние это авиалинии или международные. Сами бортпроводники признаются, что оплата труда достойная.

Интересно, что авиация обычно затягивает тех, кто пришел за компанию. Те же, кто шел целенаправленно и, как водится, за романтикой, быстро уходят. Что, собственно, неудивительно. Графика работы как такового нет, здесь все зависит от летного расписания. Не каждый выдержит и постоянную смену часовых поясов, погодных условий. К примеру, рейс вылетает из Сочи, где идет дождь, а приземляется в Надыме, где минусовая температура. Так что, несмотря на возможность посмотреть мир, а таковая у бортпроводников действительно есть, это довольно тяжелая работа.

Пожалуй, главный критерий людей, остающихся работать в авиации, это нежелание сидеть на одном месте. Как рассказывают бортпроводники, бывает, подходит время отпуск, супруге вроде хочется слетать куда-нибудь, а ты уж так налетался, что готов просто дома лежать. Но проходит неделя в таком режиме и все, уже надо, небо зовет…

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Жители Ишима сдают мебель и бытовую технику под охрану
Жители Ишима сдают мебель и бытовую технику под охрану
Места для хранения определены во всех муниципалитетах.
#паводок
#хранение
#имущество
#Ишим
#Тюменская область
В Тюмени пьяный электросамокатчик за ДТП арестован на 10 суток
В Тюмени пьяный электросамокатчик за ДТП арестован на 10 суток
Транспорт помещен на спецстоянку.
#ГИБДД
#ДТП
#самокат
#пьяный водитель
#Тюмень
#новости Тюмени
Заместитель Генпрокурора  Сергей Зайцев сегодня работает в Тюменской области
Заместитель Генпрокурора Сергей Зайцев сегодня работает в Тюменской области
Обсуждены вопросы, связанные с павдком.
#прокуратура
#Сергей Зайцев
#паводок
#Тюменская область
В Тюмени на опытные поля высадят 16 новых сортов картофеля
В Тюмени на опытные поля высадят 16 новых сортов картофеля
Три из них - собственной селекции.
#урожай
#картофель
#аграрии
#АПК
#Тюмень
#новости Тюмени
Муниципалитеты Тюменского района делают ставку на безопасность
Муниципалитеты Тюменского района делают ставку на безопасность
Какие работы проводятся.
#безопасность
#конкурс
#Тюменский район