Матвиенко указала на то, что делегирование регионам дополнительных обязательств в социальной сфере сопровождается ограничением их самостоятельности в определении приоритетов финансирования своих расходных полномочий.
На время наложить мораторий на перераспределение полномочий между различными уровнями бюджетной системы предложила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на научно-практической конференции «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы», которая прошла сегодня в Совете Федерации.
Матвиенко указала на то, что делегирование регионам дополнительных обязательств в социальной сфере сопровождается ограничением их самостоятельности в определении приоритетов финансирования своих расходных полномочий. «Кроме того, следует отказаться от практики внесения в налоговое законодательство изменений, способствующих снижению доходов регионов, без учета их мнения и без определения источников компенсации выпадающих доходов», — уверена она.
Валентина Матвиенко отметила необходимость укрепления доходной базы нижестоящих уровней бюджетной системы. Совет Федерации, а также законодательные собрания субъектов Федерации неоднократно призывали к закреплению за региональными и местными бюджетами дополнительных налоговых доходов, включая те, что ранее были централизованы в федеральный бюджет, продолжила Валентина Матвиенко. Среди них она назвала два процента налога на прибыль, часть налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также плату за использование лесов.
Совет Федерации по предложению ряда законодательных собраний выступил с инициативой о предоставлении региональным законодательным собраниям права рассматривать государственные программы субъектов Федерации и вносить предложения об их изменениях, отметила глава палаты, сообщили «Вслух.ру» в пресс-службе регионального отделения «Единой России».
Министр финансов Антон Силуанов в своем докладе обозначил ряд важнейших проблем, которые необходимо решать в рамках реализации принципа бюджетного федерализма. Он подчеркнул, что бюджетный федерализм включает в себя возможность регионов иметь четко очерченную доходную базу и участвовать в ее формировании. «Бюджетный федерализм не может существовать без доходной базы и возможности широкого маневра по исполнению расходных обязательств», — уверен он.
Регионы значительно отличаются по своему социально-экономическому развитию, продолжил Антон Силуанов. «Фактический уровень бюджетной обеспеченности до применения механизма выравнивания отличается в 17,5 раза. Между тем, регионы должны обеспечивать выполнение всех требований российского законодательства».
Выход из ситуации, по мнению министра, заключается в предоставлении регионам дополнительных прав по управлению своими расходами. «В этом случае у них будет больше возможностей для бюджетного маневра в процессе исполнения расходных обязательств. Это тоже один из элементов бюджетного федерализма».