Нашумевший спектакль Романа Виктюка «Мастер и Маргарита» тюменцы увидят 24 февраля в ДК «Нефтяник». Мы уже лицезрели «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова в постановке Юрия Любимого, теперь на очереди скандально известный режиссёр со своим видением этого романа.
Премьера состоялась в Нижнем Новгороде в декабре прошлого года, выбор места не случаен: режиссёр выпустил спектакль силами двух ведущих местных театров — Юного зрителя и Драматического. Продюсеру Сергей Щербакову постановка обошлась в 30 тысяч долларов, что совсем не много для спектакля знаменитого столичного режиссера.
Главные роли исполняют Елена Морозова (Маргарита), Георгий Демуров (Воланд), Евгений Карпов (Иешуа Га-Ноцри), Михаил Фатеев (Иван Бездомный)… Этот последний, по сути (точнее, по Виктюку), и есть центральный персонаж. Что же касается Иешуа, — «это инфантильный юноша с модной стрижкой под горшок и повадками Маугли: он непрестанно двигается, качает ногами, отжимается на руках
Мнения критиков, как это бывает с Романом Виктюком всякий раз, диаметрально расходятся. Не только друг с другом, но и с впечатлением публики (цветы, овации и восторги) и ощущением самих актёров. Георгий Демуров (Воланд) сказал после премьеры, что хотя «постановку можно назвать антрепризной, но ведь это подкреплено ГЕНИЕМ. Роман Виктюк — без преувеличения гениальный режиссер. Работать с ним для меня было счастьем. Знаете, Виктюка можно любить или не любить, но любой его спектакль — это произведение искусства, штучный товар».
Критики штучный товар оценили по-своему. В оценке Марины Давыдовой («Время новостей»): «Мастер и Маргарита» — «это вялое маловыразительное представление, в основе которого лежит абсолютно бессмысленная нарезка из популярного булгаковского романа». Виктория Никифорова («Ведомости») также «оптимистична»: «От романа в его спектакле не осталось ничего, кроме нескольких культовых фраз. Вообще, жалость — единственное чувство, на которое может рассчитывать спектакль Виктюка».
Впечатление Алексея Филиппова («Известия») иное: «Спектакль поставлен в жанре сценического шоу, воздействующего на зрителя потоком идущей со сцены энергии. И все же это мелкая ворожба: несколько эффектных постановочных ударов, несколько счастливых актерских моментов, да броская сценическая упаковка. Для зрительского успеха этого вполне достаточно, но для настоящего профессионального прорыва маловато».
«Театральная игла» оказалась не в пример щедрой на похвалу: «Несмотря на отдельные заусеницы, „Мастер и Маргарита“ — спектакль чертовски азартный, лихо закрученный, остроумный (и просто умный), так что следует поздравить Виктюка, способного сделать себе подобный подарок к весьма нехилой дате».
Впрочем, о том, насколько действительно хорошо действо, в конечном итоге, судить зрителям…