Телефоны заменяют малышам общение, игры – а это естественные способы развития речи.
По данным Минздрава, в 80-х годах помощь логопеда нужна была лишь 25 процентам детей. Через тридцать лет эта цифра резко возросла — задержки в развитии речи обнаружили у 44 процентов ребят. Логопеды и нейропсихологи действительно замечают изменения на практике. Дети хуже произносят звуки, составляют предложения и понимают речь. Почему это происходит, разобралась «Тюменская область сегодня».
Одной основной причины нарушений нет. На развитие малыша могут влиять тяжелые заболевания, экология, стресс. Наиболее распространенный фактор — нехватка обычного общения. Ведь какие времена, такие и друзья у детей — на место соседа по песочнице пришел новенький смартфон.
«Всё есть лекарство, всё есть яд — решает доза. Если вы и ребенок вместе пять минут посмотрите короткий мультик и потом обсудите героев, сюжет, то это даже плюс. Но, к сожалению, гаджеты дают, чтобы просто занять свое чадо. Это время пассивного сидения и бездумного смотрения в экран», — объяснила логопед Екатерина Локшина.
Телефоны заменяют малышам общение, игры — а это естественные способы развития речи. Да, ребенок сможет выучить несколько новых слов с помощью гаджетов, но экран не сможет научить говорить. Для этого необходим собеседник — живой человек, реагирующий на слова и способный объяснить, почему трава зеленая, а вода мокрая.
Специалисты считают нормой, когда дети трех лет могут сказать фразу из нескольких слов. В противном случае задерживается не только речевое развитие, но и общее. К позднему говорению есть генетическая предрасположенность, но она встречается редко.
Обычно задержки развития выявляют в детских садах — воспитатели советуют родителям обращаться к логопедам, иногда — к детским психологам и нейропсихологам. Выбор специалиста зависит от сложности ситуации.
«У меня есть несколько примеров из практики. Один из них: к трем годам ребенок не произносил ни одного слова, родители очень беспокоились. Я посоветовала сократить время, проводимое за телефоном, и уделять больше времени общению и совместным играм. Через два месяца малыш начал произносить первые слова. Это было большим успехом для семьи, и дальше речевое развитие только ускорилось», — рассказала о своём опыте нейропсихолог Наталья Дынник.
Фото: Вслух.ру
