Оценить силу направленного на них оружия массового умиления первыми накануне, 14 октября, смогли тюменцы, пришедшие на специальный показ фильма.
Новый суровый блокбастер с хеппи-эндом «Ледокол» режиссера Николая Хомерики, кажется, выстроен из одной только ностальгии. Особенно дети моряков, родившиеся в пределах лет тридцати назад, — как самый маленький, но невероятно важный герой фильма — от вида «полярных» свитеров и черной морской формы с золотыми галунами должны сами собой размягчаться и стекать по креслам зрительных залов. И с прочих станется: безмятежно звучащий «Учкудук…», плакаты с молодой Аллой Пугачевой, безусловный хит «Бриллиантовая рука», забористые песни «Кино» на кассетах и лохматая дружелюбная собака Дюша. Оценить силу направленного на них оружия массового умиления первыми накануне, 14 октября, смогли тюменцы, пришедшие на специальный показ фильма, состоявшийся на неделю раньше официальной премьеры в России, в гостеприимный кинотеатр «Киномакс» в ТРЦ «Кристалл».
За основу взят беспроигрышный сюжет — советский ледокол терпит бедствие, которое испытывает команду на прочность, затем судно все-таки спасают. Русский бунт около камбуза, больше бессмысленный, чем беспощадный — свои ведь все, захлебывается виной — насмерть подорвался смертельно больной доктор. Зато Арктика, не прощающая ошибок, малодушия и промедления, оказывается довольно лояльной к суровой мужской дружбе, порой утверждающейся кулаками, да и крепким словом («И старпом говно, и капитан говно…» — «Хорошо, значит, не утонем…»). Авторы, не стремившиеся представить документальное кино, к психологии группы, находящейся в замкнутом пространстве, подкрутили давления в виде крадущегося по пятам ледокола айсберга, названного по случаю «Семенычем». И какое-то заоблачное, зябкое равнодушие безликого высокого руководства, то и дело поминаемого в суе, и чаще по матушке. Недаром герои живут не по закону, а по совести. А еще простые и правильные, как советский учебник по литературе, персонажи, только и способные победить неведомые силы. Так и живем.
Неудобный капитан Петров (Пётр Фёдоров), кстати, фактически повторяет образ тоже довольно неудобного летчика Гущина (Никита Козловский) из недавнего героического «Экипажа» Николая Лебедева, откуда вынесли почти все человеческое, что было в оригинале, а заменить оказалось нечем. Причем, Фёдоров, похоже, становится приметой нового «правильного» российского кино. В этом ряду «Территория», «Сталинград», «А зори здесь тихие…». Проще простого — поместите героя в невыносимые условия, и он тут же совершит подвиг. Мир, конечно, не спасет, это не наша прерогатива. Зато останется человеком. Что, наверное, ценнее. Однако кажется, чтобы поверить в то, насколько герой реален, всякому зрителю тоже придется совершить подвиг и самому удостовериться, есть ли он, мир без полутонов, похожий на это вытравленное кислотой времени прошлое. В это связи киношные усилия все-таки пропадают попусту.
«Ледокол», мастерски оживляющий картинки недальнего прошлого, давит на известные кнопки. Один актерский состав чего стоит: монолитный человек-глыба Сергей Пускепалис (Севченко), звонкий даже без голоса Александр Яценко (Цимбалистый), настоящий во всех проявлениях Александр Паль (Кукушкин), самоотверженная и одновременно мягкая Анна Михалкова (Галина) и другие. Но все время кажется, что авторы в чем-то лукавят, что-то недоговаривают.
Ведь вот взяли канву реальной истории, но «для красоты» дорисовали айсберг. Выпустили черта из табакерки — мастера закручивать гайки Севченко, а потом разом все гайки раскрутили. Начали рисовать непреодолимый конфликт в образцовой семье Петровых, и бросили их друг другу в сентиментальные объятия. Вот уже успевшие загореть моряки многострадального «Михаила Громова» празднуют экватор, чествуют двух капитанов, «трепещут», шутят над «авиацией» Кукушкиным, который прилетел на запах шашлыка, и радуются жизни и тому, как правильно все устроилось. Так и хочется спросить: и это после всего? Словно взялись сразу за все, грянули, а канаты ветром оборвало. В общем, «Титаника» из отечественного «Ледокола» не вышло не только в смысле катастрофы. Зато жанр фильма-ностальгии отечественным мастерам раз от раза удается все лучше. От детей тех самых моряков в черной форме авторам «Ледокола» низкий поклон.
_Показ фильма стартует 20 октября._