Известный тюменский путешественник и организатор экотуров Павел Ситников дал массу полезных советов о том, как снимать животных и птиц в дикой природе.
В Тюмени прошел мастер-класс по фотоохоте в рамках открытия выставки «Заповедными тропами». В роли эксперта выступил автор выставки, известный тюменский путешественник, биолог, председатель Тюменского областного отделения союза фотографов дикой природы, энтомолог и организатор экотуров Павел Ситников. На встречу в городской юношеской библиотеке пришли около 30 человек. Павел Сергеевич поделился своим опытом съемок птиц и животных в дикой природе, представив массу примеров удачных и неудачных снимков.
Азы можно осваивать в парке
Неудачные снимки фотоохотник сделал специально, для того чтобы показать, как нельзя снимать. Так, например, в интернете много любительских фото, на которых животные или птицы запечатлены сзади — улетающие или убегающие. Это, однозначно, брак. Еще один важный критерий качественной фотографии — объект съемки должен быть в фокусе. При этом фокусироваться нужно на глазах. Новичкам об этом следует постоянно помнить. Конечно же, имеет значение и место съемки, которое будет фоном на фото.
По словам Павла Ситникова, городской парк — это не природа, а окружающая среда. Можно, конечно, сделать хорошее фото той же белочки или синички в парке, но только не в кормушке. Парк отлично подойдет для того, чтобы освоить азы фотоохоты. Отточить навыки можно на городских прудах, фотографируя уток. Особенно милые кадры получаются, когда они вместе с утятами.
Павел Сергеевич заострил внимание на том, что нежелательно снимать птичьи гнезда. Птицы их могут покинуть навсегда, и птенцы погибнут. Но если очень хочется, можно поснимать гнезда ворон, грачей или чаек. Вороны и грачи разоряют чужие гнезда. От них больше вреда, чем пользы. А чаек просто очень много, и их популяция точно не пострадает.
Интересные гнезда вьют ремезы. Это небольшие птички, похожие на синиц. А их гнезда похожи на большие варежки. Кстати, каждый год самец вяжет новую «варежку» — вторичное жилье самку не устраивает. Поэтому можно смело фотографировать пустые «квартиры».
Птичьи гнезда в лесу можно найти по писку птенцов. Это может быть и дупло. Наведите на него объектив, лучше всего длиннофокусный, и при появлении птенцов у вас получится отличный кадр. Вершина мастерства, по словам Павла Ситникова, когда фотограф запечатлевает момент кормления птенцов. У ласточек это делается едва ли не на лету и происходит мгновенно.
Сложно фотографировать соловья. Он начинает петь с наступлением сумерек. Требуется хорошая оптика. Ка вариант, можно сфотографировать силуэт птички, сидящей на ветках, на фоне ночного неба. Эффектным может получиться и силуэт совы. В качестве примера фотограф-биолог представил фото ушастой совы. На ее голове, конечно же, не уши, а пучки перьев. В ночное время совы могут подпустить человека довольно близко. У Павла Ситникова есть фото совы на дереве, которое он сделал с двух метров. Бобры тоже попадаются чаще в вечерние и ночные часы.
Как обороняться от лебедя или кабана
Следует держаться на расстоянии и от лебедей. Многие знают, как нападают гуси. Лебеди могут быть не менее агрессивны, когда вы оказываетесь на их территории. Известны случаи, когда лебеди своими крыльями убивали людей, которые подплывали к ним слишком близко. Во время мастер-класса Павел Сергеевич рассказал, как в случае необходимости защититься от враждебно настроенного гуся или лебедя.
«Во время одного из экотуров в дикой природе мы увидели лебедя, — рассказывает биолог. — Он ходил по земле. Почва была вязкая. Я решил подойти ближе, чтобы сделать хорошее фото. Лебедь неожиданно кинулся на меня. Я попятился назад и упал на спину, держа перед собой фотоаппарат. Тогда уже знал, что нужно делать: читал специальную литературу, смотрел видео с рекомендациями. Я ударил самца по шее ребром ладони. Лебедь не пострадал, но он сразу понял, что был не прав и отступил».
Рассказал Павел Сергеевич и том, как смог за себя постоять в стычке с кабаном. Тоже знал заранее, как действовать.
«Кабаны были абсолютно спокойны, поэтому я решил подойти к ним поближе, поймал самца в объектив, и в этот момент он бросился на меня. Как потом рассказывали туристы, которые находились на безопасном расстоянии, они все сильно перепугались, никто даже не подумал сделать фото в самый кульминационный момент. Я не растерялся и сделал шаг навстречу, угрожающе поднял руки вверх и закричал на кабана: „Куда прешь, сволочь!“. Кабан резко остановился, развернулся и побежал прочь. Кабаниха увидела, что ее защитник ретировался, тоже бросилась наутек. Покажите противнику, что вы злее его, и он точно отступит».
Но самое ужасное в лесу — это комары. Страшнее только мошки. От них даже москитная сетка на голове не помогает. Павел Ситников считает, что бороться с ними бесполезно, к ним можно только привыкнуть. Давит кровососов, не замечая, на автомате. Выдержка железная. Вот уже 30 лет биолог намеренно не пользуется никакими репеллентами, как и средствами защиты. Москитную сетку берет только для тех туристов, у которых уже сдают нервы.
Нюансы техники
Хорошо помогает оставаться незамеченным для объекта съемки маскировочный халат. Еще для удачной фотоохоты нужен длиннофокусный объектив. Павел Ситников предпочитает пользоваться беззеркальной камерой с несъемным суперзумом. Сейчас у него Fujifilm с 44-кратным увеличением. Зеркальный фотоаппарат с мощным телеобъективом весит несколько килограммов, в длительных экспедициях это слишком тяжелая ноша. Еще один весомый минус зеркалок — при смене объектива в полевых условиях на матрице оседает пыльца. Потом она выдает себя на фотографиях, где в кадр попадет небо. Каждое пятнышко приходится удалять в «Фотошопе». А это лишняя трата времени. Его лучше не тратить попусту, особенно летом.
Кстати, свои лекции Павел Сергеевич проводит с юмором. На фотографии, открывающей мастер-класс, рядом с фоторужьем было нечто похожее на лежащее в траве «изделие №1». Кто-то решил, что это картинка для взрослых и поспешил вывести детей из зала. Ошиблись практически все — оказалось, что это сачок для ловли бабочек.
Фото: Павла Ситникова