Dipol FM | 105,6 fm

Кризис после кризиса: начнет ли работу Ишимский авиационно-спортивный клуб

Как после громкого скандала существует Ишимский АСК, и почему он может закрыться.

Ишимский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России стал известен всей стране после событий в июне 2015 года, когда с аэродрома был «угнан» самолет ЯК-52. Пока велась следственная проверка, ишимскому клубу предрекали закрытие и ликвидацию. Тем не менее, АСК существует и сегодня, правда, с августа 2016 года на его территории не было проведено ни одного соревнования и прыжка с парашютом.

В ноябре в редакцию «Вслух.ру» обратились сотрудники Ишимского авиационного-спортивного клуба. По их словам, работать под руководством нового исполняющего обязанности начальника клуба Эдуарда Зотеева оказалось невозможным: деятельность Ишимского АСК хотят приостановить, а все имеющееся имущество собираются передать в Тюменский авиационно-спортивный клуб. Мы попытались разобраться, что на самом деле происходит в авиаклубе.

Штопор Ишимского АСК

Ишимский АСК находится в 299 км от областной столицы, но фактически подчиняется региональному отделению ДОСААФ, в управлении которого два из девяти существующих авиационно-спортивных клубов в Уральском-федеральном округе. Первый — Ялуторовский, недавно претерпевал кадровые перестановки. Об этой истории мы рассказывали в марте. Теперь дошла очередь до Ишимского.

Кризис после кризиса: начнет ли работу Ишимский авиационно-спортивный клуб

Именно со словами «здесь происходит тоже самое, что полгода назад в Ялуторовске, только хуже», позвонил начальник штаба Ишимского отделения Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» Сергей Волосков. Он не сотрудник АСК, но именно его воспитанники раньше регулярно совершали прыжки с парашютом. «С назначением и.о. начальника Ишимского АСК Эдуарда Зотеева вся деятельность клуба остановилась. С середины августа здесь не сделал ни одного вылета самолет и ни одного прыжка мои курсанты», — рассказал он.

До 15 августа Ишимским авиационно-спортивным клубом руководил Александр Мякишев. Именно при нем рано утром 21 июня 2015 года с аэродрома взлетел Як-52, который совершил аварийную посадку на аэродроме Ялуторовска. После громкого инцидента начались проверки среди руководства летного блока. При этом, специалистов парашютного звена расследование не касалось. Так, Ишимский АСК проводил запланированные соревнования, выполнял заказы на парашютные прыжки от «Юнармии» и тюменского «Аванпоста».

Кризис после кризиса: начнет ли работу Ишимский авиационно-спортивный клуб

Эдуард Зотеев, начальник Тюменского АСК, в должность и.о. начальника Ишимского АСК вступил в середине августа. Но первое знакомство коллектива с ним произошло на месяц раньше. В июле на аэродроме проводился Открытый чемпионат Ишима по парашютному спорту на Кубок Вавилова. В день соревнований, когда на территории были все команды, приехал Эдуард Зотеев и запретил проводить какие-либо мероприятия, вспоминает начальник штаба Николай Гусев. «Только после обращения в Союз десантников России в Москве, которые поддержали инициативу организаторов, соревнования продолжились», — говорит он.

По мнению Эдуарда Зотеева, ситуация на аэродроме Ишима в середине лета складывалась совсем по-другому. «В связи с отсутствием старшего авиационного начальника Александра Мякишева, я был направлен в Ишим как помощник начальника по авиации регионального ДОСААФ для организации полетов и проведения парашютных прыжков во время соревнований на Кубок Вавилова. Ничего я не запрещал, наоборот, организовал и провел соревнования, — говорит Эдуард Зотеев. — А запретить я мог и по телефону, у меня были полномочия».

После официального вступления в должность коллектив из девяти сотрудников смутило еще несколько случаев его управления. Однажды, по рассказам Николая Гусева, и.о. начальника приехал на аэродром с двумя молодыми людьми и бочкой ГСМ. «Они попытались обслужить с помощью неквалифицированных сотрудников самолет АН-2, чтобы перегнать его в Омск, — рассказывает Николай Гусев. — Можно сказать, мы отстояли самолет грудью, ведь понимали, если мы отдадим самолет, то назад его не вернем. У нас он один в боевой готовности».

Кризис после кризиса: начнет ли работу Ишимский авиационно-спортивный клуб

По данным сотрудников Ишимского АСК, к продаже также готовились автомобиль «Газель», трактор «Беларусь» и самолет Л-92 «Дельфин». Без трактора и газели невозможно расчищать площадку, а значит, вылеты самолета и прыжки с парашютом зимой не состоятся вовсе. Но пока вся техника находится в Ишимском АСК.

По словам Эдуарда Зотеева, материально-техническая база Ишимского АСК — собственность Центрального совета ДОСААФ России. «Вся авиационная техника передана Тюменскому авиационно спортивному клубу. Такое решение принял собственник. Хочу напомнить, что самолет АН-2, „Газель“, трактор и другое — госсобственность. И они будут находиться там, где необходимо выполнять уставные задачи. Если есть необходимость применения того или иного имущества, будет приказ и материальную часть перебросят туда, куда необходимо», — говорит Зотеев.

Он также пояснил, что сегодня на аэродроме Ялуторовска находится техника, идентичная той, что в Ишиме. «Причин перегонять нет», — добавил он.

Запрет на прыжки

В течение последних двух лет сотрудники Ишимского АСК не получают заработную плату. По словам председателя регионального отделения ДОСААФ России Анатолия Пусева, перечислить средства не было возможным, так как в учреждении не сохранилось устава, бухгалтерской документации и других необходимых бумаг. По его словам, сегодня идет восстановление всех документов.

Тем не менее, 21 октября помощник председателя регионального отделения ДОСААФ по авиационной работе Виктор Курочкин отослал Анатолию Пусеву письмо, в котором говорится, что Николай Гусев обращался к Эдуарду Зотееву с просьбой провести методический (показной) летный день, который должен был прервать трехмесячный перерыв в парашютной работе клуба и подготовить организацию к выполнению плана по парашютным прыжкам кадетских классов. Эдуард Зотеев ответил отказом, так как площадкой для подготовки парашютистов должен был стать Тюменский АСК. Но коллектив мог провести показательный летный день за свой счет, пригласив в командировку инженера ИАС, авиатехника, руководителя полетов Тюменского АСК и закупив ГСМ. В документе на эти цели значится сумма в 46 тыс. рублей, которой у Ишимского АСК не было.

Кризис после кризиса: начнет ли работу Ишимский авиационно-спортивный клуб

«В этом году полностью ликвидирована система парашютной подготовки обучающихся в кадетских классах Ишима и прилегающих муниципальных районов. Ежегодно в течение десяти лет около 200-300 человек при поддержке регионального департамента по спорту и молодежной политике совершали по три прыжка на базе Ишимского АСК», — пишет коллектив.

По мнению сотрудников, и.о. начальника, не дает возможности клубу выполнять свои функциональные обязанности, негласно наложив запрет на подготовку и обучение на платной основе групп парашютистов из Омска и южных районов Тюменской области, которые регулярно приезжали в АСК для подготовки и совершения парашютных прыжков.

Напомним, традиционные областные соревнования, такие как открытые чемпионаты по парашютному спорту — Кубки Ефремова, Катаева, не состоялись и в Ялуторовске. По словам Зотеева, соревнования в Ялуторовске были отменены или переброшены на аэродром Увата в связи с неготовностью клуба обеспечить требования безопасности.

Приостановка деятельности Ишимского АСК

Позже, как следует из предоставленных в редакцию документов, 26 октября этого года на четыре месяца была приостановлена деятельность Ишимского АСК в связи с утратой устава, разрешительных документов на производство полетов, отсутствием специалистов ИАС, группы руководства полетами и невыполнением требований безопасности полетов. Официальное письмо подписал Анатолий Пусев.

Кризис после кризиса: начнет ли работу Ишимский авиационно-спортивный клуб

Спустя день на территории аэроклуба установили пропускной режим. По распоряжению и.о. начальника территорию аэродрома следовало закрыть на замок. Право прохода осталось лишь за Виктором Курочкиным, который в 1980 году открывал клуб, и начальником штаба Николаем Гусевым, работавшего в АСК с 1984 по 1989 годы и вновь вернувшегося в Ишим в двухтысячных. Правда, 11 ноября из списка исчезла фамилия Гусева, которую Зотеев перечеркнул ручкой и написал «исправленному верить». Данную информацию у Эдуарда Зотеева не удалось подтвердить.

На самом деле, на момент разговора сотрудников с корреспондентом «Вслух.ру» на территории аэродрома был почти весь коллектив, который работал в штатном режиме.

«Лично у меня, как и у всех, работа не только плюхнуться за штурвал и взлететь. Нужно проработать документы, подготовить инструкцию по производству полетов, на которую уходит два месяца. Подписать документы в Тюмени, Екатеринбурге и Омске. Денег на поездки нам не выделяют, но мы найдем и сделаем всю необходимую документацию, — говорит Николай Гусев. — Проводим теоретические занятия с инструкторами по летной и парашютной части, инженерами аэродромной части».

Причина приостановки деятельности по словам и.о. начальника Ишимского АСК одна — клуб не готов выполнять авиационные полеты. «Для того чтобы принять решению о приостановке, нужно провести аудит и ознакомиться с состояние дел, чем я занимался два месяца», — говорит Эдуард Зотеев.

По его словам, в течение четырех месяцев руководство должно восстановить утраченные документы. «Клуб будет существовать, но чтобы он мог выполнять полеты, его нужно привести в порядок, прежде всего документы», — добавляет Зотеев.

Кризис после кризиса: начнет ли работу Ишимский авиационно-спортивный клуб

Всю осень клуб должен был готовиться к зимнему периоду: перевести с колесного на лыжное шасси авиацию, проверить АН-2 и многое другое, но финансы в клуб не поступили. «Два года зарплату не получаем, видимо, думают, что и дальше так сможем работать. Мы почти все пенсионеры. А сюда приходим, как раньше бы сказали, патриотические вопросы решать, ведь мы все офицеры», — сказал Николай Гусев.

Сергей Волосков менее сдержан в эмоциях по поводу судьбы клуба. «В Уральском федеральном округе девять аэродромов, из них в Тюменской области всего два. Если Ишимский АСК закроют, то будет уничтожено 50% авиации и парашютистов. Клуб еще жив несмотря ни на что, его поддерживает администрация Ишима, горожане, дети, которые здесь занимались, а если АСК не станет, то что?» — спрашивает Сергей Волосков.

По данным Эдуарда Зотеева, сегодня в клубе трудоустроено всего три человека. Два из них — сотрудники охраны. С другими трудовой контракт был разорван еще в декабре 2015 года. О задолженности по заработной плате он не смог предоставить информацию, сославшись на то, что данные еще выясняются.

Обращение к президенту

«Вынуждены обратиться к вам с такой важной для нас проблемой — на данный момент в нашем Ишимском АСК ДОСААФ (Тюменская область) сложилась сложная ситуация, которая приводит к полнейшему развалу и ликвидации данного АСК. Коллектив клуба, спортсмены и ветераны авиационного и парашютного спорта возмущены отношением со стороны нового назначенного руководителя в лице и.о. начальника Ишимского АСК ДОСААФ Эдуарда Юрьевича Зотеева» — с таких слов начинается коллективное письмо сотрудников Ишимского АСК к президенту России Владимиру Путину, министру обороны Сергею Шойгу и председателю Центрального комитета ДОСААФ Александру Колмакову.

Кризис после кризиса: начнет ли работу Ишимский авиационно-спортивный клуб

Исходя из письма сотрудников АСК к президенту Эдуард Зотеев, вступив в должность, «подвел Ишимский АСК ДОСААФ к банкротству и продаже имущества. Благодаря бездействию и надлежащему контролю со стороны областного регионального отделения ДОСААФ России положение клуба становится все хуже и хуже. Он находится на грани закрытия в рамках деятельности нового руководителя в лице Зотеева». Письмо написали после того, как коллектив АСК предупредили о реорганизации клуба и присоединению его и всей материально-технической базы к Тюменскому авиационно-спортивному клубу, который находится в 229 км.

Эдуард Зотеев письма не видел. «Чтобы привести клуб к банкротству, нужно сильно постараться, тем более за два месяца. Это нереально», — говорит он. При этом добавляет, что на должность исполняющего обязанности начальника Ишимского АСК временно, лишь чтобы подготовить клуб к передачи новому начальству после ухода Александра Мякишева.

«Есть определенные организации, которые были нахлебниками при АСК Ищима и Ялуторвоска во время управления прошлыми руководителями. Сейчас все перестроено на рыночный путь развития. «Ничего бесплатно клубам не достается. Все приходится покупать. Подготовка кадров и техники, закупка ГСМ, ремонт — все стоит денег. Халява кончилась. Соответственно, определенной категории лиц, которые делали все бесплатно для себя, это не нравится», — считает Зотеев.

Кризис после кризиса: начнет ли работу Ишимский авиационно-спортивный клуб

Уже стало понятно, что Ишимский АСК не ждут ни реорганизация, ни закрытие. Анатолий Пусев уверен, что клуб был, есть и будет. «Там сформирована команда, я подобрал четырех человек, два из них — Николай Гусев и Виктор Курочкин. Было пять претендентов на начальника клуба, я провел конкурс и остановился на Гусеве», — пояснил Анатолий Пусев.

По его словам, временное назначение Эдуарда Зотеева руководителем было связано с тем, чтобы не дать Ишимскому АСК полностью развалиться. «В Ишиме есть группа людей, которые не хотят, чтобы в городе существовал клуб. Именно они и сочиняют небылицы. Мы же хотим и будем восстанавливать авиаклуб. Кроме того, я научу их зарабатывать деньги, как это было сделано в Тюменском АСК», — рассказывает Анатолий Пусев.

Он также подчеркнул, что с приходом нового начальника клуба будет решаться и вопрос с зарплатой сотрудников. «Задолженность тянется еще от Александра Мякишева. Тем не менее, мы уже сделали дорожную карту, один самолет у них есть, пока его будет достаточно. Прыжки с парашютом возобновим в декабре», — уточнил Анатолий Пусев.

По его словам, в Ялуторовске АСК подняли на крыло, с мая по сегодняшний день там провели 2 тыс. прыжков. «Тюменский АСК мы восстановили, теперь, после 25 лет разрушений, будем восстанавливать Ишимский».

19 ноября Николай Гусев отправился на учебные сборы в Москву для допуска клуба к работе, за свой счет и средства, собранные работниками АСК и коллегами по отрасли. Тем временем Анатолий Пусев подписал заявление Гусева на назначение начальником Ишимского АСК, директор департамента авиации ДОСААФ России утвердил Николая Гусева на должность начальника Ишимского АСК. Но приказа о назначении пока нет.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.