Великая боль объединила людей. Тяжёлый репортаж с Цветного бульвара.
На Цветном бульваре продолжаются стихийные траурные митинги. Люди приносят к мемориалу у знака «Нулевой километр» цветы и игрушки в знак скорби по погибшим от террористической атаки на концертный зал «Крокус Сити Холл» в Москве. В настоящее время известно о 133 погибших. Этот теракт по числу жертв стал вторым в истории современной России после трагедии в Беслане в 2004 году.
Когда люди приходят целыми семьями и плачут перед сотнями лежащих гвоздик, понимаешь бессмысленность всех слов. Журналистская работа превращается в какой-то фарс: как передать боль этих людей, которые пропускают трагедию через самую душу? Фразы «в сердце не укладывается», «чудовищная трагедия» звучат ненатурально, шаблонно, когда перед тобой просто стоит семейная пара — и плачет. Просто плачет, сжимая в руке две беспомощные гвоздики. Такие же беспомощные, как горе этих людей, которые ни разу не были в «Крокусе», не знакомы ни с кем из погибших и раненых и даже в Москве, возможно, не были. Но искреннее их слез в настоящий момент нет ничего на всем свете.
Мы набрались смелости потревожить горе и поговорили с несколькими людьми. У каждого нашлось что сказать.
Сергей и Анастасия
Сергей и Анастасия — муж и жена. У них счастливый брак, пара вместе уже много лет. В семье подрастают двое детей. И сегодня, в воскресенье, они все вчетвером пришли почтить память погибших. В эмоциях пара сдержана. Напряженность ощущается только в прищуренном взгляде Сергея и закушенной губе Анастасии. Они считают, что ни излишняя эмоциональность, ни скоропалительные выводы ситуации не помогут. Их боль внутри.
— Виновные будут наказаны, я уверен. Возможно, не сразу, но будут. Для этого есть специальные службы, специальные люди. Сам факт, что эта трагедия произошла, означает, что кто-то где-то недоработал. Но судить сейчас на эмоциях об этом не стоит. Во-первых, эмоции ничем не помогут. Людей это не вернет, время назад не отмотает. Во-вторых, можно наговорить и наделать много лишнего, о чем будешь потом жалеть. Мы сейчас стоим здесь, мы принесли цветы, мы молчим и думаем о трагедии, о погибших. Нам больно и тяжело. Что тут можно добавить еще? Ясно одно — эта боль не разобщила людей, а сплотила. В такие моменты особенно ощущается единство всех. Мы вместе, как один большой организм, пропускаем это через себя и становимся сильнее. Как бы грустно это ни звучало.
Сергей и Анастасия не разделяют возникшее в обществе мнение о возвращении смертной казни. Они считают, что казнить террористов — это слишком мягко для них. Подонки должны пожизненно сидеть в тюрьме в самых жестких условиях. И каждым днем страданий искупать преступления.
В какой-то момент к мемориалу подходит большая группа людей. Молча стоят, молча кладут цветы, так же молча уходят. От комментариев отказываются все. В основном же люди идут небольшой, но нескончаемой струйкой. Подходят по два-три человека, несут игрушки — как новые, так и домашних плюшевых питомцев. Такие игрушки особенно ценны — дети не жалеют отдавать любимых мягких зверушек. Это кусочек их души, их личная жертва.
Нагима Расуловна и Равиль Рафаилович
Немного в стороне скромно стоит пожилая пара — Равиль Рафаилович и Нагима Расуловна. Они пытаются сдерживаться, прячут глаза в сторону, но слезы не утаишь. И Равиль Рафаилович незаметно промокает глаз платочком.
В следующем году у них золотая свадьба — пятьдесят лет в браке. Почти все пятьдесят лет пара живет душа в душу. Интересуюсь секретом семейного счастья.
— А я не знаю, — обескураживающе признается Нагима Расуловна. — Были и ссоры, конечно, но редко. Мы ведь старшее поколение, те самые традиционные ценности, которые сейчас вновь становятся основой общества, у нас давно в крови. Мы уважаем друг друга, любим и ценим. Вы спрашивали про секрет? Пожалуй, он прост: надо отдавать больше, чем получаешь.
Давно, годы назад, с Нагимой Расуловной случилось несчастье. Она тяжело заболела и оказалась прикована к постели. В течение трех лет она не могла ничего делать, даже не вставала с постели. Все эти годы верный Равиль Рафаилович не отходил от любимой жены ни на шаг. Выздоровление и возвращение к полноценной жизни стало победой для них обоих. Если кого-то такая беда могла рассорить, то Равиля и Нагиму она только сплотила. Вот и сейчас, придя на Цветной бульвар, они стоят рядышком, вместе промокают слезы и молчат в одном направлении.
— Я не кровожадный человек, очень мирный. Но то, что случилось в Москве, вызывает у меня в душе не только боль, но и желание возмездия. Нельзя прощать такие циничные убийства мирных жителей. Нельзя, — говорит в сторону Равиль Рафаилович. — Если меня спросят, поддерживаю ли я смертную казнь, то в отношении таких нелюдей поддерживаю…
Нагима Расуловна и Равиль Рафаилович примером своей семьи показывают, насколько важно держаться вместе, если пришла беда. Сейчас все мы — одна большая семья. Семья, которая не сговариваясь несет цветы и игрушки к мемориалам по всей стране. Семья, которая пройдет через горе и боль, и сплотится. Семья, которая не забудет. И не простит.
Согласно греческих мифам, Крокус — это юноша, который влюбился в нимфу Смилакс. Молодой человек не смог справиться с сильной, но безответной любовью, и погиб. После смерти боги превратили его в одноименный цветок… В пятницу вечером мифология сплелась с реальностью: концертный зал «Крокус Сити Холл» стал символом трагедии, боли и гибели десятков людей. По официальным данным на момент написания материала 133 человека считаются погибшими, 154 — пострадавшими…
Фото: Главное фото и снимки в карусели — Дмитрий Изосимов