И если на них не обратить внимание, то это может уже в обозримом будущем иметь определенные последствия.
Какое образование получить? Этот вопрос вскоре начнут себе задавать выпускники школ и их родители. Тенденция последнего времени, продиктованная дефицитом на рынке труда, — больше рабочих профессий. Но оказывается свои проблемные направления есть и в высшем образовании. И если на них не обратить внимание, то это может уже в обозримом будущем иметь определенные последствия. Свою актуальность теряют классические специальности.
К классике Александра привыкла с детства: пример мамы — учительницы русского языка и литературы. Поэтому после школы девочка из далекого северного поселка оказалась в Тюмени, в университете. Но через пару лет придется вернуться обратно. И снова в класс. «Меня очень ждут, потому что филологов мало, особенно в деревне. Проблема с жильем, к нам никто не едет. А так как у меня свой дом, то мне будет проще». — говорит студентка Александра Костылева.
Таких, как Александра, кто остается не просто грызть гранит литературной науки, а нести его в школьные массы, — единицы. Сейчас на курсе всего одна группа филологов-педагогов. Хотя еще десять лет назад их было несколько — это около 80 студентов. «На филологию студентов в последнее время идет меньше. У нас одно время было очень мало бюджетных мест — около десяти. А 10−15 лет назад бюджетных мест было 100», — вспоминает директор Института филологии и журналистики ТюмГУ Елена Эртнер.
В этом году ситуация изменилась: на филологию выделено 20 бюджетных мест на очное отделение и 21 место — на заочное. Условия вузам диктуют смена учительских поколений и рынок труда. Сейчас в тюменском центре занятости открыто четыре вакансии учителя русского языка и 21 — иностранного. Математики востребованы не меньше — их 17. Однако в институте математики студенты смотрят вв будущее IT-технологий. И лишь немногие на школьную доску. «Я планирую, как ни странно, стать преподавателем. Но не потому, что я девушка и не хочу работать в крупной компании, а потому что мне это близко. Я люблю детей, работать с ними», — признается студентка Лусинэ Арутюнян.
«Очень многие воспринимают математику учительской специальностью. Но это неправильно. С прошлого года у нас открыта специальность „математик-педагог“ — это учительская специальность. Туда конкурс очень высокий», — рассказал директор Института математики и компьютерных наук ТюмГУ Александр Ивашко.
Количество бюджетных мест для математиков и программистов в этом году тоже увеличится. Плюс откроются два прикладных бакалавриата, где будут растить будущих инженеров. Ведь на производстве тоже нужны кадры.