А хорошие фильмы доходят до зрителя через кинофестивали.
На международном фестивале «Ноль плюс» тюменцам дали возможность приобщиться к искусству кинематографа. Помимо просмотров художественных, документальных и анимационных фильмов, в Тюменской области прошла серия мастер-классов. Корреспондент «Вслух.ру» побывал на встрече тюменских студентов с членом Гильдии киноведов и кинокритиков, руководителем школы киножурналистики Аленой Сычевой и после семинара задал ряд вопросов эксперту о современных тенденциях в мире кино.
По словам Алены Сычевой, в кинематографе происходит ренессанс: «В тяжелые постперестроечные годы мы увлекались постмодерном. Сейчас же идет очень мощное развитие российского кинематографа, начавшееся с фильма «Легенда № 17». Однако среди тех картин, которые выходят при поддержке Фонда кино, отметила киновед, далеко не все и далеко не всем нравится. «Иногда художники ошибаются, иногда мы видим халтуру, это нормальное явление, — говорит Алена Сычева. — Когда мы смотрим советские фильмы, все восторгаются: «Какое было шикарное кино!». Однако сколько фильмов вы вспомните, скажем, за 1983 год? Два-три, от силы пять фильмов, а тогда выходили сотни картин, в том числе было много проходных. Когда пройдет 50 лет, мы вспомним, что 2015 год был неплохой и тоже назовем 3−4 запомнившихся киноленты. А все остальное уйдет в песок».
Алена Сычева уверена, что каждый, кто говорит, что любит кино, подразумевает под этим что-то свое: кто-то любит смотреть старые комедии, кто-то смотрит артхаусные фильмы, кто-то любит ходить в кино с попкорном и не думать о сюжете.
«Прокатное кино вернулось в аттракцион, но вместе с тем наивно думать, что людям нужны одни лишь зрелища, — пояснила собеседница. — На самом деле — нет, зрители хотят и задуматься, чтобы картина их взволновала, хотят и драму посмотреть. Другое дело, что в прокате работает жесткая система — чтобы на картину пришли зрители, нужна мощная рекламная поддержка, и в первую очередь реклама на ТВ. Бюджет на рекламу больше, чем на производство фильма. Поэтому у нас в прокате больше экранных часов дают тем фильмам, которые имеют большую рекламную поддержку».
В итоге многим хорошим лентам трудно пробиться на большие экраны, и как раз-таки единственным выходом для авторов таких картин являются кинофестивали, говорит киновед. Многие, по словам Сычевой, уже знают, что в прокате они посмотрят блокбастеры, а на очередном кинофестивале посмотрят «наше российское, актуальное, хорошее кино». И если фильм на фестивале имеет успех у зрителей, он получает призы, у него появляется возможность для выхода в прокат.
Финансирование отечественного кинематографа со стороны государства идет достаточно хорошее, отмечает Сычева. Отдельной строкой поддерживаются дебютанты. И это правильно, иначе бы все деньги осваивали опытные кинематографисты, мэтры — им трудно не дать средств на очередной «шедевр», который в пух и прах разбивают кинокритики.
Как такового кризиса в отечественном кинематографе нет. Он развивается, причем, порой по замысловатой траектории. Сейчас, по словам Сычевой, кино активно выходит на телевидение. В последнее время в России начали снимать довольно качественные сериалы. В пример киновед привела сериал «Метод» с Константином Хабенским в главной роли. Сериал снимает молодой и талантливый режиссер Юрий Быков, у которого за плечами несколько полнометражных картин. Знаковым же явлением прихода кинематографа на телевизионные экраны стал сериал «Игра престолов», который по популярности сравнивают со «Звездными войнами».
Что касается оценки фильмов с точки зрения профессионального критика, то прежде чем делать выводы о том, насколько хороша или плоха новинка, Алена Сычева советует прежде всего внимательно изучить составляющие картины: насколько крепкий у картины сценарий, насколько убедительно играют актеры, что можно сказать о режиссерской, операторской работе, работе звукорежиссера и так далее. Тогда будет проще понять сильные и слабые стороны ленты.