Dipol FM | 105,6 fm

Картины Рыженко как учебник истории. Только лучше

Только на выставке не надо зазубривать даты сражений, здесь получают впечатления. Потому самые благодарные зрители получаются из школьников.

На выставке художника-монументалиста Павла Рыженко «Исторический реализм», что в конце марта открылась в музее изобразительных искусств, побывало более пятисот человек. Немного, учитывая масштабность проекта и его уникальность, считают искусствоведы.

А уникальна экспозиция, как на нее ни посмотри. Об этом музейные работники рассказали журналистам на пресс-конференции, посвященной творчеству живописца.
Во-первых, картины на выставке — это точные копии оригиналов полотен Павла Рыженко, которые художник повторил сам по просьбе коллекционера из Екатеринбурга.

«Все полотна-первоисточники хранятся в фонде Рыженко, — рассказывает искусствовед Наталья Паромова. — Возить их по стране крайне тяжело: необходимо каждый раз разбирать рамы, огромные полотна наматывать на специальные валы, все это грамотно транспортировать. Хорошо, что в свое время нашелся предприниматель, который захотел вложить деньги не в спортивный или ночной клуб, а в живопись. Имени этого человека я не назову, он очень об этом просил. Но с его подачи выставки Павла Рыженко работают в разных городах».

К слову, далеко не все картины на выставке «Исторический реализм» — копии, есть и оригиналы. Например, последнее полотно Павла Викторовича, который ушел из жизни в прошлом году, — это недописанный портрет рязанского боярина, воеводы и богатыря Евпатия Коловрата. Наталья Паромова говорит, что отличить копии от оригиналов можно, если тщательно присмотреться, однако, и повторные работы художника отличает все та же энергетика — не в правилах Рыженко было работать в полсилы. Одним словом, никакой разницы.

Во-вторых, искусствоведы считают, что появление экспозиции — явление весьма своевременное. Грядет 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. «Отделить победу нашего народа в этой войне невозможно от остальной истории, — считает Наталья Паромова. — Искать истоки этой победы следует и в Невской битве, и в Куликовской. Ее истоки в воинах-иноках, таких, как Пересвет и Ослабя».

Очевидная вещь: выставка Павла Рыженко, на которой только Куликовской битве посвящено семь монументальных полотен, — это настоящий учебник истории нашей страны: с древности и до революции 1917 года. Только на выставке не надо зазубривать даты сражений, здесь получают впечатления. И потому, говорит Наталья Александровна, самые благодарные зрители получаются из школьников.

«Даже если ребенка после шести уроков учительница тащит на эту выставку, даже если ребенок не хотел на нее идти, он забывает об этом через пять минут, проведенных в залах. Особенно интересно здесь было нашим кадетам, которые усерднее других изучают историю, в том числе военную. Они о некоторых сражениях побольше меня знают, им очень интересно».

В-третьих, экспозиция с полотнами такого масштаба и такой мощной школы живописи вряд ли скоро повторится в нашем городе. Если вообще повторится. В Екатеринбурге горожане шли на нее так плотно, что работу выставки пришлось продлить на месяц. В Тюмени она открыта до июня. И лучше прийти на нее специально: во время проведения Музейной ночи сложно будет прочесть этот живописный учебник в переполненном зале.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!