Dipol FM | 105,6 fm
92.26
99.71

Как в Тюмени действуют потребительские террористы

Покупатель всегда прав, однако жадность граждан порой не знает границ, особенно в сфере недвижимости.

Мужчина приносит гирлянду в магазин:

 — Я у вас вчера купил гирлянду, хочу вернуть.

 — Не работает? — спрашивает продавец.
 — Работает.
 — Не мигает? — пытается понять продавец.
 — Мигает — отвечает покупатель.
 — Что же вас не устраивает?
 — Не радует!

По закону «О защите правах потребителей» покупатель может подать в суд на недобросовестного производителя/продавца, если товар/услуга не соответствуют заявленному качеству. И если суд встанет на сторону покупателя, подтвердив огрехи компании, производитель будет обязан возместить ему стоимость покупки, выплатить пеню в размере 1% от стоимости товара за каждый просроченный день и 50% штрафа от присуждаемой судом суммы. Помимо этого, на его плечи ложатся все издержки: стоимость экспертизы, расходы на юристов, госпошлину и т. д.

Фиксируется все больше случаев, когда потребители начинают злоупотреблять законом о защите своих прав — с целью «отжать» у магазина или компании побольше денег. Они даже обращаются к юристам, чтобы те помогли грамотно составить претензии и судебные иски. Особенно показательны проявления потребительского экстремизма в строительной сфере — при приемке квартир.

Двойная компенсация. Случай из практики застройщика

Приняв долевое жилье в новостройке, новоиспеченные собственники обратились с иском, в котором указали, что квартира содержит существенные недостатки. Были обозначены зазоры балконного блока, некачественно выполненная установка уплотняющих прокладок, деформация оконной рамы, монтажный зазор дверного блока, слабая прочность цементно-песочного раствора.

Этот иск был удовлетворен: застройщик выплатил потребителю компенсацию. Получив деньги на устранение недостатков, собственники устранять их не стали. Через некоторое время в результате сильного ливня квартиру подтопило (вода в квартиру попала через открытый балкон). На этот раз хозяева снова подали новый иск на ликвидацию последствий затопления, добавив к нему ранее не устраненные недостатки.

По факту люди хотели компенсировать ущерб дважды. В соответствии с претензией собственники требовали 315 тыс. руб. на устранение недостатков (повторное); 218 тыс. руб. за аренду жилья; 40 тыс. руб. на устранение последствий затопления.

Проведя собственную экспертизу и оценку, застройщик вышел к истцу с переговорами, на которых предложил закрыть вопрос суммой, превышающей ожидания клиента. Однако тот отказался от мирного урегулирования вопроса и обратился в суд. Надо отметить, что аппетит истца вырос в разы. На этот раз сумма иска составила более 2 млн рублей. В соответствии с законом судья назначил проведение независимой экспертизы, по результатам которой суд постановил: удовлетворить претензию истца в размере 37 тыс. руб.

Пример потребительского экстремизма налицо. Покупатель, игнорируя встречные переговоры, целенаправленно стоял на своем, требуя компенсации. За недостатки в квартире, приобретенной за полтора миллиона рублей, он хотел взыскать более двух миллионов.

Мнения экспертов. Что дает возможность «зарабатывать» на взысканиях с застройщиков

Андрей Горбунов, генеральный директор ООО «ЮрЭксГрупп»

Как в Тюмени действуют потребительские террористы

 — Профессиональное сутяжничество — серьезная проблема для российского предпринимательства, регионального в частности. Больше всего от «потребителей-террористов» страдает производство, строительство и сфера услуг.

В сфере строительства среди недобросовестных потребителей пользуется популярностью способ повышения размера неустойки — не принять квартиру вовремя, сославшись на якобы строительные дефекты, несоответствие конструктивных элементов условиям договора. Также часты случаи, когда покупатели, купив жилье по договору долевого строительства, требуют возмещения расходов на устранение несуществующих/несущественных недостатков, допущенных при проведении отделочных работ. Выплачивая требуемые компенсации, застройщики выводят деньги из оборота, а это представляет реальную опасность другим дольщикам попасть в категорию «обманутых».

Основная, на мой взгляд, причина, по которой компании становятся «заложниками» «потребителей-террористов» — это отсутствие в законодательстве четкого разграничения между существенными и несущественными недостатками, а также некачественно составленные договора. Особую угрозу составляют недобросовестные коллеги — юристы, которые специализируются на сомнительных делах по «отъему» денег у застройщика и не брезгуют на этом зарабатывать.

Чтобы защититься от потребительского экстремизма, рекомендую внимательно и профессионально отнестись к составлению договоров и приложений к нему; постоянно проводить обучение и инструктаж персонала; установить надлежащий документооборот, требовать, чтобы все изменения незамедлительно вносились в договор и подписывались сторонами; учитывать чужие ошибки и анализировать практику и опыт в сфере защиты прав потребителей.

Андрей Червяков, вице-президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области

Как в Тюмени действуют потребительские террористы

 — Чаще всего потребительские экстремисты находят поводы для своих исковых атак в отечественном законодательстве. Российский закон о защите прав потребителей международные эксперты признают одним из самых гуманных в мире. Однако, с одной стороны, он защищает права добросовестного клиента, а с другой — дает простор для действий тем, кто использует принцип «потребитель всегда прав» в корыстных интересах. Случаи, когда группа экстремистов и ловкие действия «черных» юристов приводили компании к банкротству, не единичны.

Распространенным поводом служат положения 214-ФЗ, согласно которым ИП и юрлица, выкупив права требования у дольщика, могут взыскивать двойной размер неустойки с застройщика.

Возможность «заработать» дает также низкая квалификация специалистов подрядных организаций и не всегда высокое качество строительных материалов, которые напрямую влияют на качество строительства объектов. Выполняя экспертизы новостроек в ряде муниципалитетов, в которых будут проживать граждане, переселившиеся из ветхого аварийного жилья, эксперты ТПП ТО периодически обнаруживают у объектов несоответствия заявленным требованиям.

Однако таких моментов становится все меньше, во многом благодаря переходу застройщиков на работу по счетам эскроу. Девелоперы подвергаются тщательному государственному контролю, что максимально исключает возникновение всевозможных рисков.

Потребитель всегда прав? Рекомендации покупателям жилья

Ирина Тарасова, директор по правовым вопросам Группы компаний «Меридиан»

Как в Тюмени действуют потребительские террористы

 — Манипулируя определенными нормами права, человек приобретает инструмент, некую палку против производителя/застройщика/ресторатора. Конечно, большая часть потребителей вполне адекватна. В 95 процентах случаев продавцу и покупателю удается договориться. И клиент сам выбирает, что ему больше подходит: деньги, устранение недостатков силами производителя или скидка.

Чтобы не стать жертвой черных юристов, нужно четко уяснить: справедливость в этом мире существует. Это закон жизни. Приобретая что-то нечестным способом, человек теряет в разы больше. Клиент, купив квартиру за 1 млн 300 тыс. руб. и стремящийся «заработать» на ней 2 млн, подвергает риску не только себя, но и своих соседей через банкротство застройщика.

Вряд ли девелопер устоит от натиска, если с «раздутыми» исками обратятся все участники долевого строительства или большинство жителей дома, которым «юристы» наобещали несметное обогащение. А доведенный до банкротства застройщик не сможет исполнять свою деятельность в рамках гарантийных обязательств. И в этом случае заниматься вашим домом будет некому.

Я рекомендую в случае выявления недостатков в квартире/доме/на придомовой территории в первую очередь обращаться к своему застройщику. Любая строительная компания пойдет на урегулирование любых претензий и убытков. Все девелоперы — клиентоориентированы, они сделают все от них зависящее и независящее, чтобы решить конфликт. В спорных вопросах доводите свое общение с застройщиком до логического конца. И, конечно, думайте о благополучном будущем на ближайшие 5 лет гарантийного срока эксплуатации дома".

Фото: pixabay.com и из личного архива экспертов

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
На трассе в Тюменском районе водитель "Лады" сбил лося
На трассе в Тюменском районе водитель "Лады" сбил лося
Автомобилист и его пассажирка получили травмы лица.
#ДТП
#животные
#дороги
#Тюменский район
#безопасность
#ГИБДД
Тюменские дорожники заранее подготовились к снегопаду
Тюменские дорожники заранее подготовились к снегопаду
Региональные дороги ночью обработали противогололедными средствами.
#дороги
#безопасность
#новости Тюмени
#ГУС
#снег
Тюменец устроил пожар в чужом доме из-за пластиковой бутылки
Тюменец устроил пожар в чужом доме из-за пластиковой бутылки
Ущерб превысил 2,4 млн рублей.
#пожар
#безопасность
#ущерб
#прокуратура
#уголовное дело
В Госдуме предложили ввести период тишины для иноагентов на выборах
В Госдуме предложили ввести период тишины для иноагентов на выборах
Инициатива направлена в Минцифры.
#выборы
#иноагенты
#ограничения
#Госдума
#Евгений Федоров
#новости России
Тюменские автоинспекторы задержали пьяного школьника
Тюменские автоинспекторы задержали пьяного школьника
Юноша признался, что ехал в магазин за выпивкой.
#ГИБДД
#пьяное вождение
#дети
#родители
#безопасность