Любопытные факты с документальной основой.
Как это часто бывает, реальная жизнь оказывается более захватывающей, чем фантастический роман. Так, в летопись нашего города навсегда оказались вписаны судьбы армян, освобождавших Париж от гитлеровских войск. И не только. О хитросплетениях истории вновь рассказывает историк и краевед Александр Петрушин.
Легион и легионеры
В изгнании немцев из Парижа в августе 1944 года силами французского Сопротивления до вступления в город войск антигитлеровской коалиции (25.8.1944) участвовали бывшие участники «Армянского национального легиона».
Это воинское подразделение было сформировано немцами в 1941—1942 годах из военнопленных армян. Легион принимал участие в боях против Красной армии под Туапсе и в Крыму, но в связи с ненадежностью переведен во Францию для обороны прибрежных укреплений «Атлантического вала». С первых же дней нахождения во Франции армянские легионеры установили связь со своими земляками из числа местных партизан и подпольщиков.
Переписка между ними велась с использованием древнего армянского языка грабара. Чтобы прочитать такое послание, нужно было досконально знать этот язык и виды его тайнописи. Специалистом в данной области мог быть лишь человек, имеющий армянское высшее духовное образование.
В мае 1944 года большинство армянских легионеров под командованием бывших майора Петросяна и капитана Титаряна отказались служить немцам и создали «1-й советский партизанский полк во Франции». Этот полк прославился освобождением городов и деревень, о подвигах уроженцев Армении писала газета французских коммунистов «Юманите». Полк был награжден почетным знаменем от трудящихся Лиона и от партизан Франции. Триста бывших легионеров награждены французскими орденами. После окончания боевых действий правительство Франции разрешило бойцам «1-го советского партизанского полка» выехать на родину с оружием.
При прохождении фильтрации в немецком городе Цербет полк разоружили, переформировали в «рабочий батальон» и под конвоем отправили в Тюмень на судостроительный завод №639.
Здесь когда-то лагерь был
Бывших армянских легионеров — 982 человека — разместили в бараках лагеря для военнопленных Первой мировой войны (1914-1918), немцев, австрийцев, венгров, чехов, словаков. Лагерь был построен на территории, которую тюменцы по-прежнему называли Угрюмовскими сараями. В октябре 1922 года, к 5-ой годовщине Октябрьской революции, «сараи» переименовали в «Мартовскую слободку 1919 года» в память о восстании местных крестьян против мобилизации в армию Верховного правителя России адмирала Колчака. Однако новое название четырехугольника в границах нынешних улиц М. Горького — Елизарова — Котельщиков — Щорса не прижилось.
Примыкавшая к судостроительному заводу изрезанная оврагами (логами) заболоченная территория, где местные жители ловили карасей и охотились на уток, стала послевоенной строительной площадкой. Здесь армяне возвели для рабочих и служащих этого предприятия с десяток двухэтажных домов с благоустроенными по тому времени квартирами. Укрепили овражные откосы, высадив липовую аллею.
После окончания в 1951 году шестилетней ссылки бывшие армянские легионеры и бойцы «1-го советского партизанского полка во Франции» возвратились на родину. Для дальнейшего наблюдения за ними их личные дела отправили в МВД Армянской ССР. В Тюмени осталась улица построенных ими домов, которую горожане называли Лагерной.
Из Лагерной в Елизарова
В 1967 году избранный от Тюмени депутатом Верховного Совета РСФСР судостроитель Федор Сидорович Полевщиков приехал в Москву на свою первую парламентскую сессию. При регистрации у него спросили адрес для депутатской переписки.
— Город Тюмень, улица Лагерная, — ответил наш депутат.
— Это название от пионерского лагеря?
— Нет, там был другой лагерь…
В аппарате Верховного Совета РСФСР предложили Полевщикову сменить адрес городского местожительства на… «благозвучный». С этой проблемой Федор Сидорович обратился к директору судостроительного завода Петру Петровичу Потапову, который внес огромный вклад в развитие нашего города.
Он родился в 1918 году в селе Александров — Гай Саратовской области. Отец, студент Петербургского технологического института, пропал без вести во время Гражданской войны. Мать после окончания учительских курсов уехала в город Уральск. Когда началась Великая Отечественная война, сын учился в Горьковском институте инженеров водного транспорта. По мобилизации работал на Волге. Под артобстрелами и бомбежками доставлял в Сталинград пополнение, оружие и боеприпасы. После войны трудился на судоремонтных заводах в Астрахани и Новосибирске. В мае 1953 года назначен директором Тюменского судоремонтного завода — запущенного предприятия со старыми производственными помещениями постройки 1930-х годов, изношенным оборудованием, ветхим деревянным двухэтажным зданием заводоуправления и бараками-общежитиями посреди болота.
Новый директор продолжил начатое армянским «рабочим батальоном» строительство жилья для рабочих и благоустройство подведомственной территории. Через два года Потапова избрали председателем горисполкома. При нем по примеру судостроителей областной центр стал прирастать ведомственными жилыми поселками, где кроме коммунального и частного строительства требовались школы, больницы, кинотеатры, клубы, библиотеки, стадионы и спортивные площадки, бани и общественные столовые, парки и скверы.
Такое движение в настоящее время называют КРТ — комплексное развитие территорий. А тогда, после смерти Сталина в 1953 году, у городского самоуправления появилась возможность и желание собственными силами устроить нормальную жизнь.
Между председателем горисполкома Потаповым и первым секретарем горкома КПСС Семеном Константиновичем Пацко, возглавлявшим в войну Железнодорожный райком ВКП (б), возникло взаимное стремление сделать Тюмень красивее и чище.
Много сил было отдано строительству жилья. Заложили Дворец пионеров, кинотеатр «Октябрь» с музыкальным залом и буфетом, новую баню, школу, детскую больницу, телецентр, гормолзавод… Открыли филармонию и картинную галерею. Омолодили одичавшие за войну Загородный и Городской сады. На месте картофельного поля, примыкавшего к частным домам по улице Зои Космодемьянской, разбили будущий Комсомольский парк. Изменилась Центральная площадь. Главные улицы покрылись асфальтом. Тюмень становилась постепенно небольшим, но ухоженным городом, в котором хотелось жить.
При Потапове и его заместителе Кубасове в нашем городе переименовали, согласно постановлению ЦК КПСС от 30.6.1956 г. и указу Президиума Верховного Совета СССР от 11.9.1957 г., 74 улицы. Петр Петрович в силу своей профессии предпочел «речные» названия улиц: Волжская, Невская, Дунайская, Иртышская, Днепровская, Амурская, Обская, Енисейская. Хотел также увековечить в уличной топонимике имена ветеранов труда.
Но в мае 1959 года произошел несчастный случай на весенней охоте. С участием Потапова при неосторожном обращении с ружьем. После выговора с занесением в учетную карточку коммуниста Петр Петрович сложил полномочия главы городского самоуправления и вернулся на судостроительный завод. За последовавшие 30 лет он вместе со специалистами конструкторских и инженерно-технологических служб и квалифицированных рабочих превратил этот завод в передовое промышленное многопрофильное предприятие с хорошо развитой социально-бытовой сферой. Было построено более 2000 судов различного назначения, включая речные нефтеналивные танкеры и плавучие электростанции «Северное сияние». В 1982 году предприятию присвоили название «Тюменский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР», а еще через три года наградили орденом Отечественной войны I степени. Потапов заслуженно удостоен звания Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, Почетного гражданина города Тюмени. Его именем назван парк, разбитый на территории, прилегающей к бывшему судостроительному заводу.
Адресную проблему депутата Полевщикова Потапов решил переименованием Лагерной улицы в улицу Елизарова. Заодно переименовали и другие улицы, в названиях которых звучали ГУЛАГовские мотивы. Колымскую (по берегам этой реки в Магаданской области располагались лагеря заключенных золотоискателей) назвали именем Мориса Тореза.
Елизаров и Торез
Уроженец Тюмени Константин Гаврилович Елизаров всю свою жизнь отдал тюменскому речному судостроению. По его инициативе в 1923 году на судоремонтном заводе имени Ильича была построена литейная мастерская (позднее литейный цех). Он стал в 1930-е годы зачинателем стахановского движения. Награжден правительственным жетоном «Герой Труда». Воспитал более 120 литейщиков-елизаровцев, которые составляли золотой фонд завода. Один из пароходов Нижне-Иртышского речного бассейна был назван «Литейщик Елизаров». 4 января 1940 года 78-летний Елизаров открыл первую сессию Тюменского городского совета депутатов трудящихся I созыва, избранного по Конституции 1936 года.
В отличии от коренного тюменца Елизарова, генеральный секретарь Французской коммунистической партии Морис Торез (1900-1964) не бывал в нашем городе и, скорее всего, не знал о его существовании.
Но в 60-е годы прошлого столетия руководство КПСС (Хрущев и сменивший его Брежнев) надеялись на успех Международного коммунистического, рабочего и национально освободительного движений. Особенно щедро Москва финансировала французскую и итальянскую компартии, лидеры которых побеждали на парламентских выборах и входили в состав республиканских правительств. Их именами в СССР не улицы даже, а города называли. Ставрополь в Куйбышевской области, где построили Волжский автомобильный завод (ВАЗ) и по закупленной у ФИАТ лицензии собирали первые «Жигули», переименовали в Тольятти. В честь генерального секретаря Итальянской компартии Пальмиро Тольятти (1893-1964), который с 1940 по 1944 годы жил в СССР. Тогда же, в 1965 году, сменили название старинному русскому городу Лиски в Воронежской области на имя генерального секретаря ЦК компартии Румынии Георгиу-Деж (1901-1965). А город Чистяков в Донецкой области назвали в 1964 году Торезом.
Справедливости ради отмечу, что Морис Торез во время Второй мировой войны (1939-1945) был одним из организаторов движения Сопротивления в оккупированной немцами Франции. Командовал отрядами маки — так называли французских партизан. Способствовал установлению через эмигрантов — армян с Армянским национальным легионом — переходу легионеров на сторону Сопротивления и формированию из них «1-го советского партизанского полка во Франции». Как член правительства Франции (1945-1947) вручал бывшим легионерам боевое знамя полка и ордена, а после окончания военных действий провожал их на родину.
Узнав о неласковой встрече в СССР, ходатайствовал перед Сталиным об освобождении необоснованно осужденных командиров «1-го советского партизанского полка во Франции» (их реабилитировали только в 1988 году) и сокращения срока нахождения рядовых бойцов в «рабочем батальоне».
Поэтому улица Мориса Тореза, видного представителя рабочего и демократического движения, сохраняет память об уроженцах Армении, направленных в 1945 году из Парижа в Тюмень на улицу Лагерную.
Фото: Вслух.ру