О том, как в тюменских школах минимизируются воздействия так называемых школьных факторов риска, рассказал директор городского департамента образования Андрей Степанов.
Нарушения осанки занимают ведущее место среди недугов первоклассников. При переходе к предметному образованию (4−5 классы) количество детей с нарушениями осанки, а также снижением остроты зрения только увеличивается. О том, как в школах Тюмени минимизируется воздействие так называемых школьных факторов риска, рассказал директор городского департамента образования Андрей Степанов. Его доклад прозвучал на совместном заседании координационного совета по реализации нацпроекта «Образование» и координационного совета по охране здоровья граждан.
Степанов отметил, что к факторам риска относятся прежде всего высокая зрительная нагрузка, изменение режима дня и питания школьника, снижение двигательной активности. Он заверил, что в школах Тюмени созданы хорошие условия для занятий физической культурой, оборудованы современные залы и уличные площадки. В расписании — три урока физкультуры в неделю, занятия проходят дифференцировано в зависимости от состояния здоровья ребенка: в основной, подготовительной и специальной группе. К последней относятся сегодня 1465 человек, что составляет 2,1% всех обучающихся. При работе с такой группой используются коррекционные методики по выявленной патологии, что в ряде случаев позволяет улучшить здоровье ребенка.
Чтобы обеспечить оптимальный двигательный режим, в школах проходят гимнастика до начала занятий и динамические перемены. Это повышает восприимчивость ребенка к учебному материалу.
В апреле нынешнего года в Тюмени стартовал межведомственный проект «Физкультминутка в образовательном процессе». Педагогов научили определять признаки утомления детей и подбирать тот комплекс упражнений, который в данный момент будет наиболее полезен. В январе 2014 года состоится конкурс на лучшую физкультминутку.
В 64 школах проходят уроки здоровья, которые подготовили инструкторы фитнес-клубов города. Эти же специалисты проводят фитнес-семинары для педагогов.
В школах открыты свыше 570 спортивных секций, в которых занимаются более 16 тыс. детей,
«Применение медико-гигиенических здоровьесберегающих технологий способствует снижению негативных школьных факторов. Все медицинские кабинеты школ города имеют лицензию на осуществление своей деятельности, — сообщил Степанов. — Кроме того, четыре школы имеют стоматологические кабинеты. Особое внимание уделяется оснащению рабочего места ребенка. Школы обеспечены разноростовой регулируемой мебелью, ежегодно проводятся измерения освещенности в помещениях, все доски имеют дополнительную подсветку».
Совместно с областным офтальмологическим диспансером проходит обследование зрения школьников. В прошлые годы проверку прошли все учащиеся Ленинского и Восточного округов. По результатам, у 21% выявлены проблемы со зрением, и в поликлиниках организовано наблюдение за пациентами. Важно, что в это же время офтальмологи проводили лекции для родителей, эта работа будет продолжена и в следующем году.
Организация школьного питания — это важнейший аспект в деле сохранения здоровья детей. На долю питания в учебном заведении приходится около 20−25% суточного рациона ребенка. В Тюмени для 74 школ питание предоставляет комбинат школьного питания, семь школ организуют питание самостоятельно. В рацион входят блюда, обогащенные микро- и макроэлементами, например, йодированные соль, хлеб, молоко.
За последние два года проведен капитальный ремонт в девяти школьных столовых, все пищеблоки укомплектованы технологическим холодильным оборудованием. В большинстве школ установлены параконвекционные печи. Повара регулярно повышают свою квалификацию.
В школах проводится пропаганда здорового питания среди детей, их родителей и педагогов. Гастроэнтерологи и эндокринологи проводят семинары.
«В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в школах Тюмени организована работа по формированию у детей здорового и безопасного образа жизни», — заключил Степанов.