Dipol FM | 105,6 fm

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

Корреспондент "Вслух.ру" поговорила со студентами и преподавателями, чтобы оценить реальную картину учёбы через компьютер.

Весна 2020 года оказалась весьма специфической: тут и пандемия коронавируса, и скачки курса валют, и карантин, и работа на удалёнке… Рассказываем, как учиться через экран монитора, проверять домашние задания, проводить пары. А заодно и про подводные камни дистанционного обучения.

16 марта в Тюменском государственном университете и Тюменском государственном медицинском университете студенты перешли на занятия в онлайн-формате. 17 марта присоединился ТИУ. С 18 марта запрещены массовые мероприятия численностью выше 50 человек. Все вузы и школы города перешли на дистанционное обучение. Эйфория от «внеплановых каникул» длилась недолго: 2 апреля Путин объявил о продлении режима нерабочих дней до 30 апреля текущего года. Жизнь каждого из нас повернулась на 180 градусов, сделав крутой поворот: теперь нет длинных прогулок с близкими, ТЦ, кинотеатры, кафе, развлекательные центры приостановили свою работу, на улицах люди ходят в медицинских масках, большинство жителей Тюмени сидит дома, город опустел.

Корреспондент «Вслух.ру» поговорила со студентами и преподавателями, чтобы увидеть реальную картину учёбы через компьютер.

«Никогда в жизни столько не задавали»

«Душа мрачна, мечты мои унылы,

Грядущее рисуется темно.

Привычки, прежде милые, постыли,

И горек дым сигары. Решено!"

Эти строчки из стихотворения Некрасова «Душа мрачна» прекрасно описывают текущие будни всех студентов, школьников, их родителей и преподавателей. Однако хочется верить, что молодёжь всё-таки не чувствует горечи дыма сигар. Напоминаем, что курение вредит вашему здоровью!

Мы спросили у студентов вузов, как изменилась их учёба во время такого режима работы. Ответы респондентов не могут не удивить:

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

Студент 3 курса ТюмГМУ Евгений Шулепов:

«Учёба во время карантина очень сильно изменилась. Нам никогда в жизни столько не задавали, особенно по некоторым предметам. Плюс у нас есть система Educon, которая время от времени перестаёт работать, она даже может не сохранять ответы на тесты. Многие задания нужно сдавать в определённые сроки. Конечно, есть понимающие преподаватели, но их мало».

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

Студентка 2 курса ТИУ Альбина Сайфутдинова:

«Не знаю, кажется ли мне это, но будто стало тяжелее учиться. Ощущение, что домашкой просто валят. Бывает иногда и такое, что со сроками сдачи какой-то непорядок: возможно, это сбои системы Educon 2.0, по которой мы работаем. Было привычнее работать в обычном режиме: можно было спросить преподавателя лично, если что-то непонятно, сдать какие-то работы тоже лично, проследить за тем, отметили ли тебе сдачу задания. А сейчас приходится думать, дошла ли моя работа, проверили ли её, какие баллы и т. д.».

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

Студентка 2 курса ТюмГУ Анна Воробьёва:

«Я стала больше времени проводить в телефоне, в компьютере, меньше позволяю себе гулять, общаться с людьми, потому что нет времени. Количество домашней работы увеличилось в разы, как и затрачиваемое на выполнение заданий время. Чтобы отработать 3 часа лекций, ты почему-то тратишь на это 8 или 9 часов. Многие преподаватели перекладывают свою обязанность донесения информации на нас: они свою очную дистанционную работу переносят в задания. Те часы, которые должны объяснять, мы сами отрабатываем».

Своим мнением на условиях анонимности поделился один из старшекурсников медицинского университета:

«Учёба в нашем в вузе при переходе на дистанционное обучение изменилась в худшую сторону. Всё наше обучение заключается в выполнении бесполезных тестов, ответы на которые, как правило, ищутся в интернете. Тесты достаточно часто глючат, а это критично, если имеется всего одна попытка на его выполнение. У младших курсов учеба организована лучше. У третьекурсников проходят вебинары по некоторым предметам».

А как же практика?

Актуальным становится вопрос о прохождении практики в учебное время. Многие университеты переносят её на полмесяца, а в некоторых вузах практика — очередная головная боль. Например, на журфаке в ТюмГУ студенты практикуются с февраля по июнь, однако из-за карантина возникают определенные сложности:

«Практику не прохожу никак. Я записывалась на телеканал, в новостную редакцию, и у них просто нет возможности дать мне работу дистанционно, поэтому, к сожалению, моя практика страдает, и я не знаю, что будет с этим дальше, — говорит Анна Воробьёва.

Студентка ТИУ Альбина Сайфутдинов сказала, что её практика должна была быть в середине июня. «Единственное, сейчас её сместили на конец июня», — заметила девушка.

А в ТюмГМУ ещё ничего неизвестно: «На данный момент практику не прохожу. Как она будет проходить, на сегодняшний день никто не знает».

«Практика у нас исключительно летом. В этом году она должна была идти две недели: с 20 июня по 4 июля. Но я не знаю, будет она или нет», — комментирует Евгений Шулепов.

Минусы дистанционного обучения

«На дистанционном обучении не хватает организованности. Я бы хотел, чтобы лекции по самым важным предметам проходили в формате вебинаров».

«Не хватает равномерного, распределённого, логичного расписания. Разумной выдачи нам домашней работы. Общения с преподавателем, потому что некоторые вопросы через письмо до тебя не донесёшь. Например, работа над курсовой. Не хватает устной беседы с преподавателем. Огромным минусом является отсутствие универсальной платформы именно в нашем университете. Каждый преподаватель выбирает платформу и форму работы под себя, к сожалению. И тебе приходится в этом море платформ как-то ориентироваться, варьировать, и иногда у тебя что-то просто вылетает из головы, потому что какая-то информациядо тебя не доносится, так как надо было писать не на корпоративную почту, а на Microsoft Teams».

«Друзей не хватает. А если по правде, то не знаю. Возможно, каких-либо консультаций по каким-то предметам. При желании, конечно, их можно устраивать через видео-аудиосвязь, это да. Но это опять же непривычно и не особо хочется. Честно, сложный вопрос, не знаю, чего не хватает. Вроде бы все нормально».

«Как бы странно ни звучало, на дистанционном обучении мне не хватает свободного времени и не всегда можно выйти на связь с конкретным преподавателем. Главное, чтобы у нас не было сдачи сессии онлайн».

Мнение преподавателей

Преподаватели в университетах тоже переживают непростой период. За многолетнюю практику у них накопилось много опыта, и им явно есть с чем сравнить образование на удалёнке. Доцент кафедры русского языка и общего языкознания ТюмГУ Наталья Кузнецова рассказывает о нюансах дистанционного обучения:

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

«То, в каком виде идет учебный процесс сейчас, — это точно не онлайн-обучение, предполагающее так называемые МООКи (массовые открытые онлайн-курсы), разбитые на модули, с материалами, предназначенными для ознакомления онлайн, с заданиями, специально разработанными для онлайн-проверки и т. д. Разумеется, каждый такой МООК требует огромного количества времени и сил на его создание — их сейчас, как вы понимаете, ни у кого нет. То, что происходит сегодня, — это поддержание учебного процесса. Какого-то терминологического наименования этому нет, т.к. само явление не имеет прецедентов. Измерить качество образования при этом пока невозможно, т.к. всё в процессе становления, всё бурлит, как „первичный бульон“, в котором зародилась жизнь».

Пары, проверка домашних заданий, приём контрольных работ — всё происходит через интернет: «Разбор заданий и их обсуждение провожу также онлайн, в Zoom. Для обмена учебными материалами (видео, печатными, ссылками) использую Гугл-диск и чаты в ВК. Есть и группа на портале „Вместе“ — „Синтаксисом по коронавирусу!“ Возможно, не очень весёлый юмор…», — шутит Наталья Владимировна.

Чем больше работаешь, тем меньше живёшь

Рабочий день тоже изменился: если раньше у студентов было своё строгое расписание, то сейчас каждый самостоятельно организовывает свой распорядок дня:

«Я стала вставать намного раньше, чем даже во время учёбы: в 9−10 утра. Где-то с 12−13 часов ты начинаешь работать чуть ли не до обеда, до 16 часов. Делаешь перерыв на покушать, потом снова садишься — и так до вечера. Когда приходят родители или братья и сестры, они постоянно видят тебя за работой. Приходится отвлекаться и делать что-то параллельно, например, играть с младшим братом и тут же отвечать на тест, потому что дедлайн истекает».

«Рабочий день очень скучный. Целыми днями дома. Просто невыносимо. Очень сбился режим: ложишься поздно — встаёшь поздно. Практически всё время уходит на домашнюю работу: приходится очень долго сидеть и разбираться с какими-то заданиями».

—  «У меня каждый рабочий день начинается по-разному: может, в 7 утра, может, в 9, а, может, и в 12. Не позже, потому что мне стыдно, что я могу всё проспать. Обычно я делаю задания, отправляю их. Большую часть времени пишу лекции и ответы на тесты. До 21−22 часов я занимаюсь. Помимо этого хожу гулять на 2−3 часа».

«Нам хана, товарищи»

Любопытны результаты проведённого опроса среди студентов. В нём приняли участие 252 человека: это обучающиеся ТюмГУ, ТИУ, ТюмГМУ и ГАУСЗ:

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

77,4% респондентов предпочитают очную форму обучения: потому что взаимодействовать с преподавателями, получать знания и следовать своему расписанию проще, чем при дистанционном обучении.

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

Количество домашнего задания — это то, чем возмущены аж 76% студентов. Не могу не согласиться: я каждый день трачу очень много времени на написание эссе, статей, прохождение тестов, выполнение проектной работы, а также на выучивание стихотворений, которые мы будем сдавать в конце мая. А ещё жить надо как-то успевать.

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

Во время карантина студенты выполняют задания и получают за них свои честно заработанные баллы. На диаграмме видно, что больше трети студентов недовольны результатом: преподаватели слабо оценивают большой объём работы. Например, 1 балл ставится за многочасовое написание конспекта 130-ти страниц учебника. Однако больше половины опрошенных удовлетворены системой оценивания. Есть и такие, кому оценки не важны.

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

Абсолютное большинство (80,2%) считает, что карантин продлят до июня. Наверняка это связано с тем, что количество заболевших коронавирусом растёт, а их снижение начнётся только в конце мая.

Как дистанционное обучение изменило жизнь тюменских студентов

Наконец, все студенты боятся не сдать сессию после выхода на учёбу, долгов, «завала» преподавателями на экзаменах, повышенных требований. Старшекурсники и выпускники боятся защиты курсовой работы и дипломов. Многие ответы на вопрос «чего вы боитесь» вызвали улыбку: «влюбиться», «нам хана, товарищи», «все зачёты и итоги навалятся, объём — огромный, времени — мало, я ничего не успею, буду плакать и истерить», «мы — русские, мы не боимся», «утонуть в океане слёз и зачетов», «увидеть одногруппников», «встретиться с интегралами», «света», «людей, уже привыкла жить вне социума», «того, что я пожирнела». 15 человек оказались бесстрашными: они признались, что ничего не боятся. Можно только позавидовать их уверенности.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ В ИТОГЕ? Карантин — время для саморазвития и самообразования. Дистанционное обучение не так страшно, как кажется. Работать из дома можно с удовольствием. Сложности есть всегда и везде, главное — уметь с ними справляться. А пока нам остаётся соблюдать режим самоизоляции, запастись терпением и беречь себя и своих близких.

_Фото omsk.kp.ru, а также из соцсетей участников опроса_

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!