Dipol FM | 105,6 fm
10 апреля в 12:57

Илиада Геннадия Райшева

Третья выставка работ Геннадия Райшева, открывшаяся в музее ИЗО, посвящена графике художника. Творчество «северного гения» и на сей раз не ограничивается пределами обыкновенной тюменской «этнической» темы, но простирается дальше, затрагивая куда более давние культурные пласты, делая экспозицию неожиданно интересной.

Третья выставка работ Геннадия Райшева, открывшаяся в музее ИЗО, посвящена графике художника. Творчество «северного гения» и на сей раз не ограничивается пределами обыкновенной тюменской «этнической» темы, но простирается дальше, затрагивая куда более давние культурные пласты, делая экспозицию неожиданно интересной. Начнем с того, что Райшев как иллюстратор необыкновенно убедителен. Северный изобразительный стиль, традиции которого хантыйский художник сочетает с немалым опытом профессионального живописца, просто создан для книжной иллюстрации. Лаконичный северный рисунок — все эти иероглифичные человечки и тамги-орнаменты — безболезненно переносятся на белоснежную поверхность печатного листа. Как доказало советское книгоиздание, подобная графическая манера может быть удачно применена не только в картинках к чукотским или орочским сказкам. Особый интерес вызывают иллюстрации Райшева к книгам, классическим во всех смыслах — гомеровским поэмам, Калевале, книгам Пушкина и Лермонтова. Всякая иллюстрация гомеровских поэм и, соответственно, их восприятие зрителем определены давней живописной традицией, восходящей к классической античности, и творчеству ее почитателей — художников Возрождения. Отсюда — предстающие в нашем воображении Гектор в рыцарских доспехах, прощающийся с пышной Андромахой и мраморный Лакоон с сыновьями. Тонкость в том, что Гомер жил в эпоху, на полтысячи лет предшествовавшую классике с ее культом прекрасного тела, Парфеноном и олимпийскими играми. Исследователи мифологии гомеровского периода указывают, что в основании поэм знаменитого слепца лежит история общества, еще не совсем отделившегося от природы, утверждающего свою человечность в борьбе между собой и с миром мрачных божеств. Как свидетельствуют интервью, cами поводы создания этих работ Райшева напоминают о мотивации древних эпических сказителей, воспевавших славу и, что немаловажно, ужасы постоянной войны. Северный художник, по-видимому, интитуитивно угадывает, реконструирует этот самый древний, архаический слой «Илиады» и «Одиссеи», восстанавливая его с помощью инструментов, присущих мифологии его собственной культуры. Реальность эпической картины мира мистична, и предстает в иллюстрациях Райшева сплошной метафорой, отражающей метаморфозы мира как ужасного и могущественного божества. Сцилла и Харибда в виде гигантских зубастых скал, розовоперстая Эос в виде отрубленных рук, торчащих из океана, «прекрасная» Елена, лишенная всякой индивидуальности, но имеющая, как и подобает архаической богине, огромный бюст. Но такой подход, аутентичный для «Илиады» и «Калевалы», не совсем годится для иллюстрации «Медного всадника» или «Кавказского пленника», которые, лишившись всякого психологизма и живописности, превращаются всего лишь в курьезы. Герои Пушкина и Лермонтова имеют имена и фамилии, они не могут быть нарисованы с пустыми глазницами, подобно древним безымянным идолищам. Один из трех экспозиционных залов посвящен линогравюрам 70-х годов. Райшев использовал популярную тогда технику линогравюры не только для монохромной графики, но и для цветных эстампов. Характерно, что его серии с тетеревами и видами северных деревень, схожие или идентичные по композиции, но разные по цвету, перекликаются с мировой классикой поп-арта. Даже палитра, которую Райшев использует для своих серий напоминает хиты Энди Уорхолла. Именно разноплановость, разножанровость представленных на выставке работ дает повод согласиться с искусствоведами, которые не сомневаясь называют Геннадия Райшева гением.

Галерея — мастерская художника Г. С. Райшева

Фото с выставки

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
У тоболяков и гостей города есть возможность полистать книжные раритеты
У тоболяков и гостей города есть возможность полистать книжные раритеты
В подлинных книжных шкафах конца XIX века хранятся около 1400 уникальных произведений.
#книги
#музей
#экскурсия
#Тобольск
#ТИАМЗ
#тк
Тюменцы смогут пройти по пути покорителей космоса
Тюменцы смогут пройти по пути покорителей космоса
Восемь интерактивных станций будут посвящены этапам подготовки космонавтов к полету.
#космос
#интерактив
#спектакль
#новости Тюмени
#Молодежный центр
#театр
#тк
Эксперт подчеркнула важные моменты в работе над проектом, претендующим на грант губернатора
Эксперт подчеркнула важные моменты в работе над проектом, претендующим на грант губернатора
На реализацию своих социально значимых проектов тюменцы могут получить от 300 тыс. до 1,5 млн рублей.
#гранты
#губернатор
#проект
#заявка
#БФРГТ
#новости Тюмени
#тк
Месть или недостаток внимания? Почему кошки скидывают на пол предметы
Месть или недостаток внимания? Почему кошки скидывают на пол предметы
Возможных причин такого поведения не так уж мало.
#кошка
#поведение
#питомец
#воспитание
#характер
#новости Тюмени
#тк
Тюменская область - на третьем месте в УрФО по уровню зарплат и динамике их роста
Тюменская область - на третьем месте в УрФО по уровню зарплат и динамике их роста
За год они выросли на 16%.
#Росстат
#статистика
#официально
#зарплата
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк