Накануне заседания рабочей группы по выработке механизма делегирования полномочий органами государственной власти Тюменской области органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа Госдума Ямала приняла Постановление О деятельности Рабочей группы за № 1182.
«В настоящее время взаимоотношения автономного округа и Тюменской области, автономного округа и Российской Федерации построены с учетом того, что автономный округ, являясь в силу Конституции Российской Федерации равноправным субъектом Российской Федерации, обладает в сравнении с другими субъектами Российской Федерации, в том числе Тюменской областью, равным объемом государственных полномочий.
Однако новые нормы Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с 1 января 2005 года могут коренным образом изменить сложившуюся систему отношений автономного округа с Тюменской областью и федеральными органами государственной власти.
Главной задачей органов государственной власти автономного округа является недопущение падения уровня и качества жизни населения, снижения объема и качества предоставления социальных услуг с учетом достигнутых стандартов.
С этой целью на основании инициированного органами государственной власти Ямала Соглашения от 26 сентября 2003 года для выработки механизма делегирования полномочий органов государственной власти Тюменской области органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», создана Рабочая группа из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти трех субъектов Российской Федерации, составляющих Тюменскую область.
Учитывая тот факт, что содержащаяся в Федеральном законе модель правового регулирования отношений «сложносоставных» субъектов Российской Федерации, на наш взгляд, направлена на произвольное изменение конституционно-правового статуса автономных округов как равноправных субъектов Российской Федерации, принятие федеральных законов «О Ямало-Ненецком автономном округе», «Об отношениях между органами государственной власти Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа» считаем не только целесообразным, но и крайне необходимым на современном этапе развития федеративных отношений.
Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ обладает достаточным потенциалом для самостоятельного и ответственного построения своих отношений как с Российской Федерацией в целом, так и с другими субъектами Российской Федерации. Автономный округ — это регион-донор, островок стабильности, практически незатронутый общероссийскими кризисными явлениями. Наличие мощного нефтегазового комплекса вывело автономный округ в общероссийские лидеры по целому ряду экономических и социальных показателей. В автономном округе сохраняется тенденция стабильного роста темпов производства, превосходящих среднероссийские показатели, поэтому в лишении Ямало-Ненецкого автономного округа значительного объема полномочий отсутствует внутренняя логика.
Ямало-Ненецкий автономный округ экономически самодостаточен, способен обеспечивать потребности населения, содержать сеть оказания социальных услуг, отвечать по обязательствам за счет собственных ресурсов. Сохранение конституционно-правового статуса Ямало-Ненецкого автономного округа положительным образом отразится и на защите прав коренных малочисленных народов Севера, населяющих автономный округ, что является немаловажным фактором при рассмотрении международно-правовых аспектов законодательного регулирования статуса Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ознакомившись с информацией сопредседателя Рабочей группы по выработке механизма делегирования полномочий органами государственной власти Тюменской области органам государственной власти Ханты- Мансийского автономного округа — Югры, органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа
автономного округа и общественных организаций, в которых они высказывают озабоченность в связи с изъятием ряда полномочий и сокращением доходной части бюджета автономного округа с 2005 года, и на основании вышеизложенного Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Информацию о деятельности Рабочей группы принять к сведению и считать необходимым продолжить участие в ее работе представителей органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Предложить Думе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Тюменской областной Думе провести 4 февраля 2004 года в городе Тюмени Совет дум Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа для выяснения позиции по вопросу выполнения органами государственной власти Тюменской области протокола согласия Совета дум Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2003 года № 1 «О проекте договора о внесении изменений и дополнений в Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа».
3. Поручить Комитету Государственной Думы автономного округа по уставному законодательству и правовым вопросам совместно с администрацией автономного округа разработать проекты федеральных законов «О Ямало-Ненецком автономном округе», «Об отношениях между органами государственной власти Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа» и внести их на рассмотрение Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Предложить Председателю Государственной Думы автономного округа, руководствуясь частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 27 ноября 2003 года № 1395 «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации», направить Президенту Российской Федерации предложения Государственной Думы автономного округа по совершенствованию правового регулирования федеративных отношений включая разграничения полномочий между краем, областью и автономными округами.
5. Направить настоящее Постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ямало-Ненецкого автономного округа
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на председателя Государственной Думы автономного округа
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы автономного округа