Общая площадь восьми первых кампусов мирового уровня составит около 1,5 млн кв. м.
Университетские кампусы — это не только современное и комфортное жилье для студентов, но и разнообразная инфраструктура для развития образования, науки и инноваций. Проекты по созданию кампусов включают масштабные программы развития территории, которые призваны задать тон кадровой, технологической, научной трансформации экономики регионов и существенно повысить качество инновационной образовательной среды. О развитии кампусов в России написано уже достаточно. Попробуем разобраться в том, сколько их построят, где, как и, главное, какими.
Восемь первых
Итак, в 2021 года были отобраны первые восемь проектов университетских кампусов, которые будут реализованы в формате частно-государственного партнерства, все они обеспечены финансированием. Всего до 2030 года Минобрнауки по поручению президента Владимира Путина и правительства в разных регионах страны будет создано не менее 25 кампусов мирового уровня (в некоторых источниках называется и более конкретная цифра — 30).
Как сообщает Минобрнауки, обязательным условием поддержки строительства кампусов мирового уровня станет создание технопарка, где будут обеспечены условия для акселерации научных проектов, их финансирования частными инвесторами, прототипирования и быстрого вывода на рынок.
В 2021 году Минобрнауки приступило к реализации трех проектов: кампус Московского государственного технического университета (МГТУ) им.
В 2022 году началась реализация проектов по строительству еще пяти кампусов мирового уровня в Калининграде, Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске и Екатеринбурге. В совокупности они позволят в 2024—2025 годах ввести более 35 тыс. новых мест и создать современную инновационную инфраструктуру в ведущих образовательных центрах России.
Общая площадь восьми первых кампусов мирового уровня составит около 1,5 млн кв. м. Будет построено 633 тыс. кв. м жилья для студентов, 476 тыс. кв. м научно-образовательной и 100 тыс. кв. м спортивной инфраструктуры, а также 264 тыс. кв. м прочих помещений. Современные студгородки, интегрированные в городскую среду, будут включать многофункциональные трансформируемые пространства для учебы, научных исследований и досуга, доступные не только учащимся вузов, но и местным жителям. Общий бюджет восьми проектов составляет 179,6 млрд рублей, из которых 73,4 млрд рублей будут выделены государством.
Кто следующий
Второй отбор заявок на создание кампусов мирового уровня в регионах России объявили в феврале 2022 года. Как пишет ТАСС, на вторую волну конкурса поступило 39 заявок из 34 регионов.
«По предварительным расчетам, общая стоимость представленных в этом году проектов превышает 1 трлн рублей, из них 58% - это средства федерального и региональных бюджетов, и 42% - частные инвестиции. Это говорит о том, что бизнес тоже видит для себя перспективы в программе строительства кампусов мирового уровня. Итоги планируют подвести в декабре этого года», — сообщил вице-премьер России Дмитрий Чернышенко.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков отметил, что возглавляемое им ведомство совместно
Планируется, что победители будут представлены в начале декабря 2022 года.
В неравных условиях
Авторы доклада «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» отмечают: после всех процессов реформирования высшего образования последних десятилетий, когда неэффективные университеты и филиалы закрывались, а оставшиеся соревновались за финансирование по федеральным программам, рынок высшего образования так и не стал сбалансированным. Выпускников школ привлекают прежде всего наиболее престижные университеты в Москве, Санкт-Петербурге, за Уралом — в Томске и Новосибирске.
Это справедливо и в отношении иностранных студентов. В 2019 году 21% всех студентов-иностранцев России учились в Москве, 10% — в Санкт-Петербурге, в Омске, Томске и Казани — по 4%. На большей части страны иностранцев менее 1% от всех студентов. Без новых кампусов у вузов в других городах мало шансов привлечь талантливых (и платёжеспособных) студентов.
Инфраструктура устарела
Для университетов, которые претендуют на звание глобальных, современный кампус — это стандарт, подчеркнул в предисловии к докладу заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования ВШЭ Олег Лешуков. Вопрос не только в привлечении лучших студентов и преподавателей со всего мира: есть исследования, которые показывают, что в комфортных условиях современных кампусов и образовательные результаты лучше.
Как дело обстоит в российских вузах? Если опираться на данные о государственных университетах, в 2020 году 20% всех площадей требовали ремонта, а 1% находился в аварийном состоянии. Те здания, техническое состояние которых в порядке, авторы исследования ЦСР тоже считают во многом устаревшими: «Российские университеты представляют собой „слепок“ требований, образовательных технологий и образа жизни второй половины XX века».
Взять хотя бы общежития с комнатами на 4-8 человек, где не хватает столов на всех жильцов, а общих помещений для занятий вообще не предусмотрено. Или привычный формат расположения корпусов одного вуза в разных районах города. В европейских городах, отмечают авторы доклада, здания университета тоже часто разбросаны по разным точкам — но расстояние между этими точками в среднем гораздо меньше. В условиях российского города-миллионника факультеты в разных зданиях привыкли работать в изоляции друг от друга. Внутри учебно-лабораторных корпусов часто не хватает места для студентов: нормы площади на одного обучающегося в России меньше, чем в известных зарубежных примерах, но и они не соблюдаются.
Университет — закрытая среда
Доступный для местных жителей спортивный или социальный объект на территории университета в России скорее исключение, чем правило. Даже в библиотеку или музей в учебном корпусе путь лежит через вахту или пост охраны, и для «чужака» без пропуска проход затруднён.
С одной стороны, безопасность очень важна. С другой, большие пространства внутри города оказываются из него исключены. «Фактически города отчуждены от образовательной инфраструктуры, расположенной в них», — делают вывод авторы доклада.
Ещё более сложная тема — закрытость для сотрудничества с бизнесом. Конечно, российские вузы приветствуют участие работодателей в образовательном процессе (по крайней мере, на словах). Но вот вступить в полноценное инновационное партнёрство с вузом, чтобы совместно развивать наукоёмкий бизнес, сложно. Новые федеральные программы по поддержке такого сотрудничества создаются — в докладе упоминаются создание научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) и инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ). Но в любой из этих программ вуз участвует не как самостоятельный партнёр, а как учреждение, подведомственное федеральному министерству. Это сокращает шансы получить инвестиции от бизнеса, считают авторы доклада.
Чего не хватает в городах
Чтобы изменить ситуацию, недостаточно построить новые здания для университетов. Российские города тоже должны измениться. Сегодня иностранные студенты едут в Россию, по данным выполненного по заказу ЦСР в 2020 году в Москве опроса, руководствуясь результатами рейтингов вузов, информацией о сильных научных направлениях российских университетов, культурной и деловой близостью своей страны с Россией, статусом Москвы как одной из мировых столиц. В последнем рейтинге лучших студенческих городов Москва занимает 25 место. Другие российские участники существенно дальше по списку: Санкт-Петербург на 72 месте, Томск на 85-м, Новосибирск на 107-м.
Этот же опрос показал, что студентов больше всего огорчают недостатки в трёх сферах городской жизни: городская мобильность, в том числе общественный транспорт, велосипедная и пешеходная инфраструктура; общественные пространства, в том числе пешеходные зоны, парки, набережные и зелёная инфраструктура; креативная инфраструктура, в том числе библиотеки, музеи, коворкинги.
Как меняться вузам
Итак, сейчас инфраструктура университетов и городов, где они находятся, оставляет желать лучшего. К чему же, по мнению экспертов, нужно стремиться? Университет должен обеспечивать образование будущего. Частью доклада «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» стал опрос сотрудников и руководителей университетов на тему будущего высшего образования.
Через десять лет, как зафиксировал опрос, участники рассчитывают видеть университеты практикоориентированными. Образование и исследовательские программы должны соответствовать запросам экономики.
Развивающими ответственность. В условиях цифровизации на рынке труда будут востребованы креативные и нестандартно мыслящие, а этого можно добиться, если студенты чувствуют ответственность за результат собственного обучения и хотят развиваться.
Индивидуализированными. Способствовать развитию интеллекта и личности будут индивидуальные образовательные траектории, построенные с применением искусственного интеллекта.
Исчезнут из университетов, по мнению респондентов, традиционные формы хранения данных в печатном и рукописном виде (не до них в период всеобщей цифровизации), жёсткий контроль за образовательным процессом (с ним не воспитаешь ответственность), фиксированные образовательные стандарты и регулирование (они ограничивают индивидуализацию).
Все эти тренды развития высшего образования неизбежно отразятся на том, как будут выглядеть пространства вузов. Если говорить о гуманитарных или социальных науках, больше не понадобится множество поточных аудиторий, где в центре внимания лектор. Нужно будет больше универсальных, легко перепрофилируемых пространств, где можно организовать и работу в группах, и «перевёрнутый» класс, и дискуссию за круглым столом.
Гораздо сложнее будут требования к инфраструктуре у технических, медицинских, естественно-научных университетов. Чтобы обеспечить практикоориентированность, нужно будет больше открытых лабораторий, пространств для прототипирования и экспериментов.
Так как студенты больше времени будут проводить вне аудиторий, комфортное жильё для них приобретает ещё большее значение. Вероятный вариант развития событий — переход, хотя бы частичный, от классических общежитий к аренде квартир в специализированных частных кампусах (а не на сером рынке, как сейчас).
Зачем это городам
От отдельных корпусов нужно перейти к целым кварталам. А город и университет должны идти навстречу друг другу. Развитие кампусов, глубоко интегрированных в инфраструктуру города, невозможно силами самих университетов, какое бы финансирование они ни получили. Программа по созданию кампусов мирового уровня предполагает, что город и весь регион будут активно участвовать в развитии университетской территории, а также среды вокруг неё.
Согласно докладу, развитые кампусы будут полезны городу в нескольких направлениях: в формировании новой технологической специализации за счёт создания инновационных компаний на университетской базе; в повышении качества человеческого капитала за счёт непрерывного обучения горожан; в развитии общественных пространств на территории города; в экспертно-аналитической поддержке управленческих решений и даже в улучшении социально-экономической ситуации за счёт привлечения молодёжи, создания рабочих мест и налоговых поступлений.
Фото: www.freepik.com