Dipol FM | 105,6 fm
82.65
94.36
26 апреля в 03:25

Другого Эдгара Дега теперь увидит и Тюмень

Монотипии Дега, как он сам их называл - "картинки", - редко покидали мастерскую, более того, он вовсе не собирался обнародовать свою серию рисунков о парижских борделях.

Поклонники творчества Эдгара Дега могут быть слегка шокированы: после нежных «Голубых танцовщиц» и «Балетного класса Оперы на улице Пелетье» они увидят работы Дега, посвященные женщинам совершенно иного рода — «В ожидании клиента», «Проститутки отдыхают», «День рождения мадам». В музее ИЗО открылась выставка «Эдгар Дега. В пространстве полусвета». На ней представлено 32 офорта, выполненных с монотипий Дега гравировщиком Морисом Потеном. Передвижная выставка сформирована в отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Она прошла уже во многих российских городах — Москве, Кирове, Ижевске, Перми, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, а также республиках — Марий-Эл, Мордовии и Татарстане. Во многом это стало возможно благодаря известному московскому коллекционеру Юрию Петухову, на протяжении пяти лет формировавшему собрание произведений Дега. Как пояснила на открытии выставки искусствовед Татьяна Сергейчук, на каком-то этапе жизни Дега увлекся темой доступных женщин — как они проводят свободное время, как отдыхают. Монотипии Дега, как он сам их называл — «картинки», — редко покидали мастерскую, более того, он вовсе не собирался обнародовать свою серию рисунков о парижских борделях. Неслучайно после смерти художника немало работ подобного типа уничтожил Рене Дега, заботясь о репутации брата. В 30-х годах двадцатого века друг Эдгара Дега — один из самых известных французских галеристов и торговцев произведениями искусства Амбруаз Воллар — издает книгу Лукиана «Разговоры гетер» в переводе Пьера Луи. Гравировщик Потен перевел монотипии Дега в офорты, которые и стали иллюстрациями к «Разговору гетер». Примечательно, что книга составлена таким образом, что 22 работы Дега стали в ней отдельным альбомом. Читатель мог легко вынуть его и даже использовать иллюстрации как самостоятельные картины. К сожалению, тюменский зритель не полистает страницы драгоценного издания, но зато спокойно вникнет в сами работы Дега. Среди них не только офорты-иллюстрации к «гетерам», но и 10 офортов-иллюстраций ко второму изданию «Семьи Кардиналь» Людовика Галеви, еще одного друга Дега. Художник изобразил театральное закулисье — какие страсти кипят за бархатным занавесом, какие интриги, интрижки и сводничество. Надо признаться, что Галеви вовсе не пришлись по вкусу работы художника, тем более, что в некоторых из них он с неудовольствием узнал себя и своих дочерей. Листы Дега хранились у него мастерской, а после смерти художника были приобретены коллекционерами. Проиллюстрировали книгу Галеви только в 1938 году. Эти офорты мы и видим на выставке в музее. Эдгара Дега вообще никак нельзя назвать льстивым художником. Все его работы, будь то знаменитый «Абсент», «Певица с перчаткой» или «Спартанские девушки вызывают на состязание юношей», отличаются смелыми движениями линий и почти фотографической реалистичностью. Он не боится показать зрителю танцовщицу, певицу или артистку цирка такой, какой он сам ее увидел — угловатой, с открытым ртом, в невыигрышном для фигуры ракурсе. Еще более эта безжалостная честность выражена в монотипиях. Как отметила искусствовед Наталья Паромова, к концу жизни Дега стал особенно желчен и мизантропичен. Что, вероятно, тоже сказалось на его творчестве. Дополняет экспозицию офортов подборка архивных фотографий, изображающих жизнь Парижа конца 19 — начала 20 веков. «Парижские бульвары», «Беседующие женщины», «Триумфальная арка» и другие снимки отпечатаны в том же небольшом формате, что и офорты Дега. И то и другое как будто представляют две стороны жизни — темной, грешной, запретной и обычной человеческой с ее улочками, магазинчиками, модными жителями. Кстати сказать, «детям до 16 лет» не то чтобы запрещается посещать пикантную выставку, но решение об этом остается на усмотрение родителей. На этом можно было бы поставить точку в нашем беглом повествовании, если бы тюменский музей изобразительных искусств не решился сделать «свой ответ Дега», как сказала Татьяна Сергейчук. Для этого из фондов музея достали работы современных художников и назвали данную экспозицию «Одетые наготой». По версии устроителей, эта выставка, с одной стороны, раскрывает процесс написания обнаженной натуры, этюды и наброски которой нередко перерастают в крупные полотна, в том числе и на библейские темы. С другой стороны, работы «ню», отметила искусствовед, это воспевание красоты женского тела. В тюменской экспозиции большую часть занимают местные авторы, хорошо знакомые зрителю: Александр Новик, Михаил Гардубей, Юрий Юдин, а также большая серия работ Бориса Паромова. Насколько удачным получилось такое дополнение — судить посетителям выставки. Лично у меня осталось впечатление, что «стыковка» не состоялась. Слишком разные орбиты.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Нижней Тавде прошел региональный чемпионат по силовому экстриму
В Нижней Тавде прошел региональный чемпионат по силовому экстриму
Состязания проходили в дисциплине «Многоборье».
#новости Тюмени
#тк
#спорт
#состязания
#Нижняя Тавда
В Ялуторовске поймали двух подростков без прав
В Ялуторовске поймали двух подростков без прав
Один ездил на мопеде, другой – на мотоцикле.
#Госавтоинспекция
#тк
#нарушения
#подростки
#несовершеннолетние
Красноярские ученые рассказали о гене ожирения
Красноярские ученые рассказали о гене ожирения
Его нужно учитывать при составлении диет.
#новости Тюмени
#тк
#гены
#наука
Афиша на 26-27 апреля в Тюмени: библионочь, футбол и NЮ
Афиша на 26-27 апреля в Тюмени: библионочь, футбол и NЮ
Топ самых ярких событий грядущих выходных.
#афиша
#тк
#выходные
#концерты
#спектакли
Тюменцы высадили кедр в честь 80-летия Победы
Тюменцы высадили кедр в честь 80-летия Победы
Дерево будет расти в сквере Якова Неумоева.
#новости Тюмени
#тк
#ВОВ
#80 лет Победы
#нацпроект
#ФКГС