Пышные формы невесты имели огромное значение.
Тюменский экскурсовод Марина Сафина с удовольствием рассказывает о том, как женихи выбирали себе невест. Она достает из сумочки грецкий орех, кладет его на скамейку. Небольшой экскурс в историю смотрин и свадеб провела «Тюменская область сегодня».
«По многовековому укладу со времен Ивана Грозного и семибоярщины русскую девушку на выданье выбирали по дородности. Сев на орех, барышня должна была расколоть его. У татар был другой обычай. Девушку просили присесть на скамью или сундук и смотрели, где у нее живот. Если он лежит не на коленях, значит девица плохо питается, семья ее бедная и замуж такую брать не стоит», — рассказывает Марина.
Худая — все равно что больная, несчастная, несостоятельная. В наши дни при стандарте женской красоты «90×60×90» такие обычаи кажутся нереальными. Но вспомните пышнотелых красавиц на полотнах художников — сомнений поубавится. Уж как ценили раньше в женщинах объем и мягкость!
Марина Сафина говорит, что на экскурсиях всегда находятся желающие присесть на орешек, но расколоть его тюменкам удается крайне редко.
А еще женихи оценивали барышень по наличию украшений. Тюменки надевали на себя все и сразу. Наряжались, блестели, словно новогодние елки. Этим показывали — я из зажиточной семьи, совсем не бедняжка.
В наш век молодой человек может пригласить понравившуюся девушку в ночной клуб, кино или в кафе. Раньше такое было невозможно. Молодежь встречалась на специальных вечеринках — вечорках.
Вечорки собирали в праздничные или выходные даты. Заканчивались они за час до полуночи. Очень важен был принцип сословности. Крестьяне собирались в большом деревенском доме, чтобы песни петь, танцевать, играть, пить чай. В купеческих семьях рассылали витиеватые приглашения для молодых людей, вскладчину покупали угощения.
На вечеринках обязательно присутствовала сваха и кто-то из старших, чтобы присматривать за молодежью и не допустить лишнего: нескромных прикосновений, поцелуев. Во время общения молодые присматривались друг к другу.
Кстати, разница в 10-20 лет между женихом и невестой была приемлемой. Мужчины долго служили в армии, а когда возвращались, их ровесницы уже были замужем. Поэтому часто брали в жены девушек гораздо младше.
О запланированной свадьбе жених и невеста обязательно сообщали священнику в своем приходе. В течение трех недель после воскресной службы священнослужитель объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Это делалось для того, чтобы выяснить — нет ли помех, препятствий к браку. Если таковых не оказывалось, то брачующимся выдавался билет на женитьбу. Священник указывал в нем возраст, сословие, регулярность исповеди, причастия и разрешение на брак.
Фото: TERRA ART | Живи красиво! ВК