Динозавры эпохи заката, попавшие в тюменский музей, умерли своей смертью

Сегодня новосибирский палеонтолог Игорь Гребнев установил в Тюменском областном краеведческом музее удивительный экспонат из своей коллекции — части трех особей пситтакозавров. Скелеты травоядных динозавров нижнемелового периода (около 120 миллионов лет назад) находятся в монолите, то есть в окаменелых кусках земли.

Игорь Гребнев рассказал корреспонденту «Вслух.Ру» об истории раскопок. «Впервые пситтакозавры были найдены в Монголии в 1920 году американской экспедицией, а на территории России они были обнаружены случайно в 1953 году геологами при составлении очередной карты в Кемеровской области, на реке Кия. Год спустя после находки (а она поступила в Москву, в палеонтологический институт) на это место поехал известный динозавролог Рождественский. Из-за дождливого лета решили, что якобы слой с динозаврами был скрыт водой, возможно смыт — говорит Игорь Гребнев. — В 1994 году поступила информация, что на этом месте найдена косточка. После наших раскопок в 1995 году мы поняли, что тогда Рождественский ошибся, не повезло ему. На самом деле слой находился в 10 метрах выше уровня воды».

Там, в Кемеровской области, и были впервые в России «откопаны» останки трех особей пситтакозавров. И если для Монголии, Китая, где динозавры данного вида обнаруживаются десятками, находка не является чем-то сенсационным, то в 1995 году в России произошло большое научное событие. Сейчас на этом месте работают специалисты из томского университета, у которых также появились скелеты.

Как отмечает Игорь Гребнев, «российские» пситтакозавры в 2 раза больше «монгольских» (60-80 см). Если составить кости в скелет, то он будет достигать 1,2-1,4 метра в высоту. Палеонтолог предполагает, что все три взрослые особи умерли естественной смертью: косточки сохранились в анатомическом порядке, отчетливо видны кисть, стопа, хвостик. Однако чем была вызвана их гибель, остается неизвестным. Можно лишь думать, что смерть настигла динозавров рядом с водой, где приливом их тела были смыты «в одну кучку».

А какой окрас был у пситтакозавров, уже не узнать. «И хотя американские ученые реконструируют цвет динозавров, я с этим не согласен, — заявляет Игорь Гребнев. — Мы можем говорить лишь о цвете мамонта, бизона, носорога, потому что существуют реальные находки шерсти в мерзлоте на северо-востоке Сибири».

Добавим, что пситтакозавры — это динозавры эпохи заката, после них не было других ветвей. На месте находки в Кемеровской области были обнаружены кости млекопитающих, то есть начиналась эра совершенно других животных, потомки которых живут и здравствуют по сей день.