Многие общеобразовательные школы не готовы обучать детей-инвалидов, так как нет лифтов, широких коридоров. Педагоги не желают заниматься с таким ребенком, и имеют низкий уровень профессиональной подготовки.
В Тюменской области около 10 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, больше половины из них — школьники. В основном, дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью обучаются в обычных (массовых) школах. О предоставлении образовательных услуг детям, независимо от диагноза, сегодня журналистам рассказала заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь. В области есть 23 учреждения, в которых дети с ограниченными возможностями получают образование. Все больше возрастает доля учащихся в коррекционных классах. В таком случае ребенок постоянно находится в одной и той же обстановке — среди таких же детей, как и он. Лучше, если ребенок-инвалид обучается в массовой школе и не в специально созданном классе, а наравне с остальными детьми. Это требует повышения квалификации учителей, чтобы преподаватель был психологически готов к встрече с детьми и мог уделить им должное внимание, с учетом индивидуальных особенностей. Как отмечает заведующий кафедрой специальной педагогики пединститута ТюмГУ Алексей Дмитриев, необходимо, чтобы каждый преподаватель владел основами психолого-медико-педагогической диагностики. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями упирается не только в нехватку преподавателей (ежегодно выпускается 20 специалистов, когда требуется около двух тысяч), но и в то, что нет единых документов, которые регламентировали бы процесс образования таких детей. Сейчас практикуется дистанционное образование. По этой программе уже обучается 45 человек. Она позволяет детям участвовать в видеоконференциях, общаться со сверстниками, педагогами. Программа дает возможность человеку развиваться. Яркими примерами результата такой практики можно считать то, что шестиклассник с диагнозом «аутизм» вышел на публику, а слепая первоклассница начала писать стихи. Сейчас разрабатываются новые образовательные модули индивидуально для каждого ребенка. Как говорит председатель общественной организации «Особый ребенок» Нина Нежиборская, детей с ограниченными возможностями «стараются отбраковать от остальных учащихся, словно гадких утят». Такого не должно быть. Многие общеобразовательные школы не готовы обучать детей-инвалидов, так как нет лифтов, широких коридоров. Педагоги не желают заниматься с таким ребенком, и имеют низкий уровень профессиональной подготовки. К тому же, родители обычных детей не хотят, чтобы их ребенок учился с детьми, которые имеют ограниченные возможности. Поэтому, нередко в «Особый ребенок» приезжают пятнадцатилетние дети из сел, которые не умеют писать и читать. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев подвел итоги заседания Совета по вопросу образования детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов: «Мы отстали от других государств, где такие дети обучаются в обычных школах. Их не отодвигают от общества». Взяв курс на решение проблемы и формирование толерантного отношения, в течение недели главы муниципалитетов будут вносить предложения по этим вопросам.