За онлайн-курсы, которые помогут найти пару или получить престижную работу, люди готовы выкладывать большие деньги.
За полтора года спрос на онлайн-марафоны у россиян вырос почти в четыре раза. Во столько же увеличилась сумма, которую на них потратили. Пик продаж фиксировали в декабре 2020 и в июле 2021 года. Самые востребованные курсы посвящены фитнесу, личностному росту и психологии отношений. Но насколько эффективны такие онлайн-марафоны и можно ли доверять чудо-тренерам?
Обычно автор онлайн-курса предлагает на выбор три пакета. Во все входят учебный материал, доступ к видео, техподдержка и чек-листы с шаблонами. В самом дешевом пакете, в среднем он стоит 3 тысячи рублей, участник выполняет домашние задания, но их никто не проверяет. В «стандарте», за 10 тысяч, участнику выделяют куратора, а в премиуме, стоящем около 50 тысяч рублей, можно связаться непосредственно с автором курса.
«Когда веришь, жить легче»
Самая популярная «исполнительница желаний» в России — модель Елена Блиновская. В Тюмени есть отделение ее клуба — на его инстаграм подписаны более 1 000 человек, а в чате, куда попадают после прохождения марафона, состоят 465 участников.
«Свой первый марафон я прошла в марте 2019 года. Сначала наблюдала за жизнью клуба в инстаграме, потом узнала про чат, где происходит активное общение, и решила прийти на встречу, — рассказала в программе „Вечерний хэштег“ на „Тюменском времени“ администратор тюменского клуба Блиновской Ксения Соловейко. — Моим главным желанием было здоровье. И когда после марафона я пришла на прием к доктору, он посмотрел анализы и сказал, что им позавидует здоровый».
В Тюмени есть и свой консультант по активации внутренних ресурсов — так себя называет Алина Рахмеева. Она проводит подобные курсы. На своем сайте пишет, что поможет похудеть и что с ней выходят замуж и беременеют. По словам Алины, она умеет видеть, в чем у конкретного человека «затык».
"Просто факт: человек верит во что-то, и оно сбывается. Может, это бог, может, вселенная, Будда — что угодно. Но когда ты во что-то веришь, тебе легче жить сегодня и завтра. Если человек верит во что-то, он приходит ко мне", — пояснила Алина Рахмеева.
«Вся информация с курсов есть в интернете»
Несмотря на спрос и отзывы в комментариях к инстаграм-постам, не все участники остаются довольны результатами. Тюменка Ирина Смирнова участвовала в марафоне желаний около двух с половиной лет назад. Сейчас свой опыт она называет «лохотроном».
"Я тогда была в каком-то отчаянии и когда увидела яркую рекламу с обещаниями, я в них поверила. Но ничего нового для себя на курсах я не открыла — желания не сбылись. Такие марафоны скорее для ленивых людей, которые хотят не взять и сделать, а переложить ответственность на другого. Вся информация, что озвучивали на курсе, есть в интернете", — рассказала Ирина.
Тюменка Анастасия Кутепова тоже узнала о марафоне благодаря рекламе в соцсетях. Ее подкупили те самые положительные отзывы в комментариях.
«Первая неделя марафона Блиновской бесплатная, и она меня замотивировала, добавила новые впечатления в жизнь. Первым заданием, например, было очиститься от плохого — убрать в квартире, удалить лишнее в соцсетях и телефоне. Говорили, уберешь все плохое — придет что-то новое. Не пришло», — поделилась Анастасия.
По словам психолога Олеси Ярковой, подобные марафоны иногда не только бесполезны, но и опасны. Не всем участникам достаточно посмотреть на жизнь под другим углом.
«В марафонах на задания всего отводят сроки, но у каждого свой темп освоения информации. Кто-то может столкнуться с внутренними препятствиями при выполнении задания, и ему понадобится больше времени. Человек поймет, что не укладывается в сроки, начнет обвинять себя: я плохой, у меня ничего не получается. Если и до этого он боролся с низкой самооценкой, то так еще глубже закопается в самообвинение и самокритику. Потом психологические симптомы могут проявиться физически», — пояснила психолог.
Специалист отметила, что люди интересуются онлайн-курсами, потому что в принципе ищут счастье. У каждого есть сфера, в которой хотелось бы быть успешнее, а такие марафоны предлагают легко разобраться с проблемой.
Как не попасться на опасные марафоны
По словам бренд-стратега Александра Дяченко, часто блогеры завлекают клиентов красивой картинкой — демонстрацией жизни, которой хотят жить люди. Другими словами, просто продают впечатления.
Главное, что должно насторожить, объясняет эксперт, — это обещание результата за короткий срок.
«Насторожиться стоит, если звучат фразы вроде: „Через месяц вас ждет высокооплачиваемая работа“, „Через два месяца будете получать 200 тысяч рублей“, „За короткий срок получите супер-профессию, о которой никто не знал“. Особенно опасно последнее — много уроков создается с посылом, что эта профессия новая, и ниша не занята на рынке», — пояснил Александр Дяченко.
Еще один трюк, который используют блогеры, — якобы ограниченное предложение. «Только здесь и сейчас». Автор курса заявляет, что проведет марафон только единожды и для ограниченного количества людей. На деле оказывается, что таких курсов будет еще множество.
«Часто блогеры преподносят курс так, словно они делают это не для себя, а для своих подписчиков. Мол, им самим ничего из этого не нужно», — добавил эксперт.
Фото: freepik