Когда придут отключать счетчик, можно ли включить его самостоятельно и как разобраться с крупными долгами.
Остаться без электричества — перспектива не из приятных. Никакого телевизора, интернета, не зарядить гаджеты и не почитать вечером книжку. Да что там, даже обед не приготовить толком без электроэнергии. Да и продукты в неработающем холодильнике долго ли сохранятся? Как ни крути, электричество — одна из основ комфортной жизни. И, как и за любой комфорт, за него надо платить. К сожалению, кто-то этого не понимает, у кого-то просто нет возможностей. И тогда энергетическая компания приступает к серьезным мерам — электричество отключают. Как и когда это происходит, мы узнали, поговорив с Александром Марченко, начальником отдела по работе с физлицами тюменского отделения «Газпром энергосбыта». Заодно проверили как это происходит на практике, посетив пару должников.
По регламенту оплачивать услуги электроэнергии необходимо до 10 числа последующего за оказанной услугой месяца. Канцеляризм расшифровывается просто: за август нужно заплатить до 10 сентября, за сентябрь — до 10 октября и так далее. В этом случае вопросов к вам не возникнет. Однако далеко не все, конечно, следуют правилу. В большинстве случаев люди допускают небольшую просрочку. Например, зачем изощряться и платить десятого, если зарплата условно пятнадцатого числа? Такие варианты уже вне закона, но, понятное дело, смотрят на это сквозь пальцы.
Настоящие проблемы возникают, когда задолженность составляет два месяца и больше. У компании есть важный термин: «расчетный период», он составляет один месяц. Если два и более расчетных периода не оплачивалось электричество, то поставщик услуги начинает принимать меры. Нередко должники ужасаются, когда на пороге появляется суровый мужчина в форме с твердым намерением обесточить дом: «Как же так? Мы ведь всего полторы тысячи не доплатили! Неужели из-за этих копеек отключат свет?» Отключат. Дело не в размере долга, а в количестве расчетных периодов. Неважно, сколько у тебя набегает за месяц: тысяча рублей или двадцать тысяч. Два месяца не платишь — жди неприятностей.
Первые тревожные звоночки
Неприятности начинаются прежде всего с уведомления. Это типовая бумажка, которую сотрудники энергосбытовой компании кладут в почтовый ящик. Если увидели такой листок, то лучше оплату не откладывать. С момента уведомления есть месяц, тридцать календарных дней. Если за это время деньги не поступят на счет поставщика, велик шанс лишиться одним взмахом рубильника большей части современных удобств. И, как в том анекдоте, телевизор смотреть придется при свечах.Важный нюанс: деньги на счет поставщика приходят не всегда сразу. Иногда это занимает несколько дней. И если за сутки до предполагаемого отключения внести сразу всю сумму, велика вероятность, что в темноте посидеть все-таки придется. Поэтому до последнего лучше не тянуть.
Процесс отключения
Само отключение (профессионалы называют его термином «ограничение») проходит буднично. С должником связываются, предупреждают, что в такой-то день прибудет бригада техников. В принципе, больше присутствие должника не требуется. Бравые парни, конечно, постучат в дверь, но если не откроют, ничего страшного: в большинстве случаев электрощитки находятся в подъезде. Открывается верхний щиток и аккуратно выключается счетчик. Как правило, эта простая процедура занимает не больше двух минут. Чтобы должник не дождался ухода специалистов и не включил свет снова, на счетчик вешается пломба: бумажка с голограммой и печатью. Конечно, есть и такие, кто сдирает бумажку и вновь включает электричество, но это уже карается крупным штрафом: до 15 тысяч рублей.
После отключения техниками компании периодически проводятся рейды для проверки: а не подключился ли должник обратно, не сорвал ли пломбу, не щелкнул ли счетчиком. Если обнаруживается, что таки подключился, то методы ужесточаются. Уже вынимается фаза из распределительной коробки, обрезается провод. Как понимаете, вернуть все в рабочее состояние будет сложно даже после оплаты.
«Как правило, реагируют люди недовольно на отключение, — рассказывает Александр. — Это понятно, приятного мало. Но до открытых конфликтов доходит редко. Люди ругаются, иногда угрожают. Но это в Тюмени, здесь более или менее приличное общество. Например, в Краснодарском крае с топором выбегали на техника. В Новороссийске собаками травили. Приходится в такие моменты вызывать полицию. На что рассчитывают должники, непонятно. Наверное, думают, что отстанут, простят долг, если топором помахать. Вместо этого статью себе уголовную рисуют».
В России большинство счетчиков установлены механические. С них надо ежемесячно снимать показания и направлять поставщику энергии. Проверить, не обманывает ли квартиросъемщик, можно лишь при личной сверке. Также появляются суровые дяденьки в синем и сравнивают отправленные показания с реальными цифрами на счетчике. Если вскроется обман — начинается процедура уведомлений и отключений. Таким образом от проверки до проверки может натикать довольно большая сумма. Например, у первого должника, к которому мы пришли, долг составил более 15 тысяч.
Гораздо проще обстоят дела с современными автоматическими счетчиками, подключенными к так называемой телеметрии — они автоматически считывают показания, автоматически направляют их поставщику энергии, и на этом основании формируется платежная ведомость. Уже не обманешь, не смотаешь, не принизишь.
Что делать, если отключили свет
Вернуть электричество несложно: нужно просто погасить долг. После этого техники снимут пломбу и вернут счетчик в рабочее положение. Важно помнить: все решает диалог. У тебя большая задолженность, а денег не хватает? Свяжись с энергопоставщиком, обсуди варианты рассрочки. Компания, как правило, всегда идет навстречу и согласовывает варианты оплаты несколькими платежами. Главное, помнить: всегда есть решение, которое устроит всех. Даже если положение кажется безвыходным.
«Причины неоплаты могут быть самые разные. Кто-то считает, что он живет на даче, а стало быть можно не переживать за электричество в квартире. Приеду — оплачу. Кто-то с такими же мыслями уезжает в отпуск или многомесячные командировки, — рассуждает Александр. — Люди думают, что за время их отсутствия и без света ничего не произойдет. Но это не так. Нередко забывают про холодильник, в котором хранятся продукты заморозки или просто всякая консервация. Через несколько часов он начинает подтекать, через сутки размораживается и создает на полу небольшое озеро, еще через три дня вонь от испорченных продуктов начинает доходить до соседей.
Еще одна причина неуплаты — нет денег. Да, бывает, что денег нет вообще. В этом случае в ход вступают уговоры, мольбы. Например, одна многодетная мать чередовала угрозы с просьбами. Что с такой делать? Но закон есть закон, отключаем. Потом она всем рассказывает, какие мерзавцы техники, обидели незаслуженно беззащитную женщину с несколькими детьми".
Но лучше, конечно, не допускать такие ситуации. Котиков вам в ленту.
Справка:
- Сейчас просроченная задолженность в Тюмени превышает 53,2 млн руб., а в Тюменском районе — 64,1 млн руб. за расчетный период. То есть за два месяца суммы в два раза больше.
- Большинство должников не платят за электричество 2—4 месяца, однако немало и тех, кто не платит по полгода и дольше.
- Пик роста задолженности — период летних отпусков.