Dipol FM | 105,6 fm
93.44
99.58

Что могут рассказать о нас смартфоны?

С «большими данными» операторы сотовой связи связывают большие надежды.

_Чем больше в нашу повседневную жизнь проникают технологии, тем сильнее мы открываемся миру. В соцсетях имеется досье чуть ли не на каждого тюменца, в Instagram легко можно понять, что и кому нравится. Но есть и такая информация, которую владельцы смартфонов предоставляют сотовым операторам невольно: самые посещаемые зоны в городе (на основании данных о загрузке базовых станций), динамика перемещения из одного его конца в другой, предпочтения в использовании услуг связи. И с этими «большими данными» (лучшего перевода для английского термина Big Data пока не придумали) операторы сотовой связи связывают большие надежды._

Для операторов, застройщиков и банков

Операторы связи — обладатели огромного архива статистического материала о своих абонентах, умелая обработка которого может дать массу полезной информации. Об этом нам напомнил руководитель по развитию бизнеса на массовом рынке тюменского отделения компании «МегаФон» Александр Степанов.

«Анализ „больших данных“ позволяет максимально эффективно распределить вложения при инвестиционных решениях, например при проектировании новых базовых станций или модернизации существующих. Это происходит благодаря точечному распределению проблемных участков, требующих улучшения качества сети», — рассказал о пользе такой информации для самих операторов Александр Степанов.

Но выгода здесь есть не только для операторов. К примеру, один из реализованных МегаФоном проектов — сервис геопространственного анализа, запущенный в ноябре 2013 года. «Он анализирует изменение нагрузки на базовые станции и может использоваться для эффективного планирования городской среды и управления городской инфраструктурой, — пояснил руководитель направления, — а также для решения коммерческих задач компаниями разных отраслей — от ритейла до застройщиков и архитектурных бюро».

Директор МТС в Тюменской области Андрей Стюрин видит и другие сферы применения такой информации. «МТС активно использует методы анализа Big Data и инструменты бизнес-аналитики на основе геоданных, профиля потребления интернет-трафика, типов используемых абонентских устройств, круга общения, покупок, — описал инструменты Андрей Стюрин. — Это позволяет нам формировать индивидуальные предложения для клиентов. В частности, с 2011 года мы применяем решения Social Network Analysis и Real Time Marketing, которые анализируют потребление услуг связи, позволяя формировать индивидуальные маркетинговые предложения и давать обратившемуся в МТС абоненту персональные онлайн-рекомендации по выбору тарифа, подключению услуг и участию в специальных акциях».

И хотя управление пользовательским опытом — одна из основных задач МТС при анализе «больших данных», о монетизации тут тоже задумываются. «В настоящее время мы завершаем реализацию технического решения для банков по оценке рисков заемщика на основе анализа данных о его отношениях с МТС, — сообщил Андрей Стюрин. — Например, частоты смены номера, количества блокировок номера, регулярности пополнения баланса. В наших планах до конца этого года предложить готовый продукт для родственного „МТС Банка“ и сторонних банков».

Анализ потенциальной дефолтности заявителя будет осуществляться в полном соответствии с законодательством об охране персональных данных, заверяют в компании. Банк будет обязан получить согласие потенциального заемщика на обработку данных от МТС. «В свою очередь, мы наладим сбор таких согласий для предоставления данных от оператора банкам на случай обращения абонента за получением кредита», — уточнил Андрей Стюрин.

Развитием направления Big Data занимается и Билайн (ВыпмелКом). Акцент пока делается на взаимодействии со своей абонентской базой, сообщили нам в федеральной пресс-службе оператора. Цель такой работы — предложить клиенту именно то, в чем тот нуждается, а иногда и предвосхитить его желания.

«Большие данные» дают Билайну представление о пользовательском опыте абонента и его потребностях. «Вопрос монетизации в данном случае превращается в увеличение лояльности клиентов и минимизацию оттока, — отметили в компании. — К примеру, до 21 сентября 2015 года наши клиенты могут получить персональное предложение, сформированное специально под их профиль потребления. Для этого достаточно набрать номер 444. Проанализировав услуги, которыми вы пользуетесь, и их объем, мы предложим индивидуальный пакет услуг. Мы видим большие перспективы в развитии технологии Big Data».

В прошлом году во время IT-форума в Тюмени руководитель проектов в области навигационных технологий ВымпелКома Алексей Сенаторов приводил статистику использования «больших данных» Билайном. «У нас хранятся данные о 56,3 млн абонентов, обо всех их транзакциях, регистрациях в сети, выходе в роуминг, отправке СМС, — отметил Сенаторов. — Бизнес-аналитика в нашей компании работает с 2005 года, а вот масштабная программа по работе с „большими данными“ запущена только с января 2013 года. Это связано с поиском новых направлений развития бизнеса и использования ранее накопленных и вновь собираемых данных, а также повышения качества услуг связи».

Как подчеркнул тогда Алексе Сенаторов, «большие данные» дают операторам связи самую точную информацию, которая потенциально интересна бизнесу. «Существующие методы принятия решений не позволяют получить точные ответы на вопросы, связанные с деятельностью компании: где открыть офис, что предпочитает клиент», — пояснил мысль руководитель навигационного направления компании.

С точки зрения закона

Единственная загвоздка при обработке данных абонентов и последующей продаже аналитических отчетов заключается в том, что без согласия самих абонентов подобные манипуляции производить нельзя. Любой абонент может свободно отказаться от сбора статистики, если по каким-то причинам не желает становиться частью выборки.

Есть и та информация, на сбор которой согласие абонентов не требуется. «Компания „МегаФон“ действует в рамках российского законодательного поля и для решения задач анализирует именно нагрузку на свое оборудование, в частности на базовые станции, а не данные о местоположении конкретных абонентов, — пояснил нам руководитель по развитию B2C тюменского отделения МегаФона Александр Степанов. — При таком подходе получения согласия абонентов не требуется, так как анализируется только информация о количестве устройств, которые в каждый момент времени обрабатывает конкретная базовая станция».

В Билайне нас заверили, что все согласия с клиентов собраны. «Важно отметить, что любая информация обрабатывается только на основании согласия клиента», — подчеркнули в компании.

Директор тюменского отделения МТС Андрей Стюрин тоже настаивает на легальности такой аналитики. «Мы действуем строго в рамках законодательства и для анализа Big Data используем данные своего оборудования, в частности информацию о количестве устройств, которые зарегистрированы в каждый момент времени в зоне действия конкретной базовой станции. Мы не определяем местоположение конкретных абонентов, поэтому их согласие на обработку данных не требуется».

Прогноз

В том, что аналитика «больших данных» будет развиваться, согласились все операторы, занимающиеся обработкой Big Data в Тюмени. Новый игрок на рынке, сотовый оператор Tele2 (бывший Ростелеком), такие данные не анализирует, сообщили нам в компании. Однако можно предположить, что со временем они изменят отношение к данному вопросу.

Руководитель по развитию B2C тюменского МегаФона Александр Степанов подчеркнул, что сервисы по аналитике больших объемов информации — достоверный инструмент для формирования комфортной городской среды. «Они облегчают для органов власти решение вопросов с транспортными потоками, строительством общественно значимых объектов. Также такой анализ будет в разы дешевле, чем перепись населения, которая может обойтись в миллиарды рублей, — уверен он. — Сервисы Big Data будут полезны в использовании для прогнозирования моделей поведения абонентов, борьбы с мошенничеством, улучшения качества покрытия сети, а также для партнерства с другими компаниями в разработке новых поисковых и веб-сервисов».

Директор тюменского МТС Андрей Стюрин указал нам два возможных направления развития «больших данных»: для прогнозирования моделей поведения абонентов, борьбы с мошенничеством, улучшения качества покрытия сети, а также для партнерства с другими компаниями.

Единственное, что, может быть, тормозит развитие такого направления — юридическая сторона вопроса. Если бы у операторов появилась возможность открыть всю статистику, которая им доступна, на рынке уже давно появились бы продукты, которые заинтересуют бизнес. С другой стороны, само направление Big Data начало развиваться в России всего пару лет назад и, возможно, самые интересные отчеты еще впереди.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюменской области продлили прием заявок на участие в премии «Гордость нации»
В Тюменской области продлили прием заявок на участие в премии «Гордость нации»
Победителей регионального этапа назовут в День области.
#этно
#конкурс
#национальности
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
Роспотребнадзор продолжает проверки питьевой воды в подтопляемых районах Тюменской области
Роспотребнадзор продолжает проверки питьевой воды в подтопляемых районах Тюменской области
Пробы соответствуют нормативам.
#Роспотребнадзор
#вода
#проверка
#Тюменская область
#новости Тюмени
Тюменцев приглашают на форум уральской молодежи «УТРО», где выступит Юлия Савичева
Тюменцев приглашают на форум уральской молодежи «УТРО», где выступит Юлия Савичева
До 28 апреля принимают заявки от участников.
#форум
#молодежь
#Росмолодежь
#УТРО
#УрФО
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
Россиянам дали советы, как спланировать путешествие на электромобиле
Россиянам дали советы, как спланировать путешествие на электромобиле
С какими трудностями можно столкнуться.
#электромобиль
#путешенствия
#советы
#новости России
Жители Казанского района подают заявки на выплаты
Жители Казанского района подают заявки на выплаты
Специалисты помогают с оформлением.
#паводок
#Александр Моор
#выплаты
#Казанский район
#Тюменская область