Мы спросили совета у педагога-психолога.
С приходом сентября у многих родителей настала горячая пора — дети сели за парты. Первая эйфория от букетов и новых встреч прошла, и вдруг обнаружилось, что нагрузки ребенку не по силам. Что делать в этом случае и как помочь своему школьнику справиться с нагрузкой, мы спросили у педагога-психолога, медицинского психолога Алексея Первышина.
Проблема школьной успеваемости сложна и многогранна, и тем не менее, можно предложить нехитрые популярные подходы, способствующие успешности школьного обучения, говорит Алексей Георгиевич. Итак,
• Любая деятельность более продуктивна, если человек получает от нее удовольствие. Родители должны исключить всякие порицания, недовольства в адрес своих детей. Гораздо эффективнее действуют поощрения за успехи, даже если они, эти успехи, невысоки.
В общении с ребенком лучше использовать такие слова, которые повышают его самооценку: «Видишь, как тебе приятно» и т. п. А вот нежелательны такие слова как: «Ты меня порадовал», «Я доволен, довольна (или недовольна) тобой», «Ты сделал мне подарок (или ты огорчил меня)».
Ни в коем случае нельзя употреблять в отношении ребенка такие слова, как «неумеха», «лентяй» и прочее. Все это лишь ухудшит ситуацию. Не сравнивайте его с другими детьми. Ребенок должен почувствовать эмоциональную поддержку родителей.
• Любая плохая оценка воспринимается ребенком как большая неудача. Чтобы ребенок совершал успехи в учебе, важно, чтобы родители, прежде всего, поняли и смогли донести до ребенка, что полученные двойки и тройки — это оценка всего за одну тему. Разобравшись с трудностями, можно получить более приятную, высокую отметку. Прививайте ребенку самостоятельность.
• Учебная нагрузка должна быть посильной. Особого внимания заслуживает начало учебного года, когда после каникул ребенку трудно войти в нужный режим умственной работы. У ребёнка должно быть не только расписание занятий, но и график выполнения домашних заданий. Постоянный режим дня, режим приготовления уроков дисциплинирует ребенка. Следует создать максимально комфортную, располагающую к обучению обстановку.
• При выполнении домашних заданий надо чередовать умственную нагрузку с физической. Это снизит утомляемость.
Если ребенок не успевает в школе — это вовсе не повод портить с ним отношения. Помогите ему справиться с непростым периодом в его жизни.
• Если у родителей что-то не получается, необходимо подключать дополнительные ресурсы — способы повышения успеваемости (консультации психологов, педагогов и других специалистов). Если ребенок стал лениться, стал получать низкие оценки, то это первый сигнал того, что он либо не может усваивать данную учебную программу, либо, возможно, заболевает, и нужна консультация медицинского работника.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы Тюменской областной клинической психиатрической больницы.
Фото: freepik.com