Научились кроить рулоны с тканью так, что отходов вообще не остается.
С конца сентября прошлого года тюменки из сообщества «Шьем для наших ZVO Тюмень» шьют теплую одежду для наших бойцов, принимающих участие в специальной военной операции. И их энтузиазм не угасает. В этом убедился корреспондент «Вслух.ру», побывав в раскроечном цехе волонтеров в Березняках. Цех, конечно, это громко сказано. Главное его достоинство — большая площадь в 100 кв. метров, где можно раскатывать рулоны с тканью, размечать их по готовым выкройкам и разрезать сразу несколько слоев. Работать приходится на коленях.
Волонтеры признаются, что порой ползают с 9 утра до 17 вечера, потом спина и колени отваливаются. Кисти покрываются мозолями от работы ножницами.
«Вечером после раскроя дома я уже ничем не занимаюсь, — говорит Антонина Мартьянова. — Начинаю шить на следующий день».
Антонина Григорьевна кроит ткань вместе с мужем Борисом Григорьевичем. Он уверенно и, самое главное аккуратно, режет ткань.
Организатор сообщества тюменских швей-волонтеров Ольга Анисимова пояснила, что раньше они отрезали куски ткани и отдавали мастерицам, учитывая, кто сколько сможет сшить комплектов того же термобелья. Оставались обрезки. Их передавали другим волонтерам для изготовления маскировочных сетей, ведь ткани защитного цвета. А когда стали раскраивать сразу большим объемом, количество обрезков сократилось до минимума. Еще говорят, что раскрой в швейном деле — самое главное. Потому что чем ровнее края, тем проще шить. Поэтому режут ткань те, у кого уже рука набита.
Удивился, узнав, что среди волонтеров нет профессиональных швей. У Ольги финансовое образование, большой опыт работы в банке. Одна из волонтеров работает в полиции.
«Швейные машинки есть у всех, но мы все любители, до этого шили только для себя и своих семей, — говорит Елена Бояринцева. — Каждый отшивает, кто сколько сможет. Сначала работали по заказу из Белгорода, где владелец ресторана оказывал помощь бойцам, узнавал, в чем они нуждаются и просил помощи у волонтеров со всей страны. Отправляли через службу доставки, но это оказалось очень дорого. Сейчас находим тех, кто напрямую доставляет наши посылки с теплыми вещами непосредственно до адресатов. Передавали отшитое термобелье нашим мобилизованным. Они сами выходили на нас с просьбой помочь. Некоторые бойцы еще удивлялись — неужели все это бесплатно! Начинали с толстовок и балаклав, потом освоили пошив термобелья из флиса. Шьем также шапки, снуды (шарфы), перчатки. Осенью шили дождевики из непромокаемой ткани».
Швея Анастасия Кобелева показала, как шьет перчатки на оверлоке. Получается довольно быстро. Отшитые балаклавы не отличишь от тех, что продаются в военторгах. Хотя есть особенность — вшитая в шов георгиевская лента.
Кстати, если шить самим экономия получается существенная. Рулон флисовой ткани длиной 60 метров стоит около 14 тысяч рублей. Из него получается 46 комплектов термобелья. В среднем один готовый комплект продается по 3 тысячи рублей. Получается, что выгоднее в 10 раз. При этом, конечно же, не учитывается труд волонтеров. И надо сказать, что они шьют качественно.
«У нас в чате 130 человек, активно работают 10-15 швей, — говорит Ольга Анисимова. — Остальные помогают финансами, решают организационные вопросы, развозят выкройки. Вот Александра Склюева предоставила нам помещение для раскроя ткани. В нашем деле, конечно, можно быстро выгореть. Есть такая проблема. Когда шьешь, невольно думаешь о наших бойцах на передовой. Вкладываешь в свою работу душу. Поначалу было тяжело, поскольку брали на себя слишком много обязанностей. Сейчас научились перераспределять силы. Между тем кто-то до сих пор шьет по ночам — сидят в декрете, маленькие дети требуют постоянного внимания».
Анастасия Кобелева за своим оверлоком
Сейчас волонтеры отшивают термобелье, а также толстовки и балаклавы для 60 казаков, среди них есть и тюменцы. От них поступил заказ. Необходимую сумму в 100 тысяч рублей собрали едва ли не за день. На эти деньги уже приобрели рулоны с флисом, сразу начали раскраивать. Кстати, сколько всего одежды пошили для наших бойцов за все время своей волонтерской работы, собеседницы точно не знают. Считать долго. Но думают, что хватило не менее чем на две роты.
По словам Ольги, деньги на ткани присылают им со всей страны, они потом размещают отчеты в соцсетях. Бывает, помогают с оплатой предприятия. Узнают, что их сотрудник в свободное от работы время шьет одежду для бойцов, решают тоже помочь. Деньги с пенсии приносят даже пенсионеры.
Балаклава с Георгиевской ленточкой - такие делают только волонтеры
Перед уходом спросил тюменских швей, чего им не хватает для работы. Как оказалось, мечтают о раскроечном столе, чтобы не ползать на коленях, и электрических ножницах. Сейчас они с трудом разрезают обычными ножницами четыре слоя флиса. А электрическими можно разом резать по 10 слоев ткани. Стол можно и самодельный из ДСП, главное, чтобы был широкий и длинный. Но для него нужно большое помещение. Еще было бы неплохо по вечерам работать в швейном цехе, если он не загружен. Профессиональных швей среди волонтеров нет, поэтому договориться с предпринимателями в этом направлении пока не получается.
Кстати, в Тюмени есть еще одно сообщество швей-волонтеров, которые тоже шьют для наших. Друг о друге они знают. Вживую еще не общались, опытом не делились. Но наверное, у них все впереди. Дело ведь общее.
Так работают волонтеры из сообщества "Шьем для наших ZVO Тюмень"
Фото: Юрий Шестак