Dipol FM | 105,6 fm

"10 лет пишем жалобы": почему в черте Тюмени поезда не сбавляют скорость?

Дети просыпаются по ночам от постоянного шума за окнами.

В районе Маяка на улице Карла Маркса рядом с Транссибирской магистралью стоят несколько пятиэтажных жилых домов, которые трясутся по ночам. Превышение уровня шума и вибрации неоднократно фиксировали специалисты Роспотребнадзора по жалобам тюменцев, но ничего не меняется: противошумовые экраны не установлены, поезда не сбавляют скорость.

«10 лет пишем жалобы, — рассказал корреспонденту «Вслух.ру"один из жильцов дома по улице Карла Маркса, 127, пожелавший остаться неизвестным. — Наш дом находится в 85 метрах от железной дороги. Из окон видно, как проносятся грузовые и пассажирские поезда, даже по ночам скорость не сбавляют. Спим с закрытыми форточками. Все равно слышен грохот. Мы-то уже привыкли, а дети часто просыпаются по ночам, когда поезда проезжают. Ладно бы они ехали! И грузовые, и пассажирские поезда проезжают со скоростью 80-90 км в час. Этот факт признал главный инженер Свердловской железной дороги. Он приехал на встречу со мной вместе с заместителем транспортного прокурора Уральского федерального округа. Заявил мне, что я, как сознательный гражданин, должен войти в положение РЖД. Мол, если поезда снизят скорость, компания будет нести убытки. Но ведь это общемировая и даже общероссийская практика! Подъезжая к Москве, все поезда сбавляют скорость, едут так в течение часа до железнодорожного вокзала. В Екатеринбурге то же самое.

Согласитесь, что снижение скорости влияет не только на уровень шума, но и на безопасность на путях. Перегон от железнодорожного вокзала в Тюмени до аэропорта Плеханово находится в черте города, как и наш район Маяка. Поэтому мне совершенно непонятно, почему мы и наши дети должны страдать, входить в чье-то положение? Превышение допустимого уровня шума и вибрации в дневное и ночное время зафиксированы Роспотребнадзором. Мы же понимаем, что все должно быть по закону. Так вот, по существующему законодательству эксплуатация всех потенциально-опасных объектов без обустройства санитарно-защитной зоны запрещена. А железная дорога — это такой же потенциально-опасный объект, как мусорный полигон или какой-нибудь завод. Почему в районе Маяка, где есть жилая застройка, нет санитарно-защитной зоны, мне совершенно не понятно. По моим сведениям, ее нет даже в планах. Единственное, чего мы пока добились, так только того, что машинисты перестали сигналить".

Собеседник «Вслух.ру» утверждает, что шум и вибрация усиливаются, когда поезда набирают большую скорость. Боится за дом, ему уже больше 50 лет, последние 20 лет капремонт не проводился.

За жильцов вступилась Уральская транспортная прокуратура. Вот ее ответ на жалобу о бездействии надзорных органов:

«По постановлению заместителя Уральского транспортного прокурора 30 апреля 2021 года начальник Свердловского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту привлечен судом к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей. По результатам рассмотрения представления, внесенного руководителю Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (Москва), в отношении него также назначена служебная проверка».

Вот ответ заявителю от Свердловского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту:

«Свердловским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по согласованию с Тюменской транспортной прокуратурой проведена внеплановая выездная проверка в отношении Свердловской дирекции инфраструктуры — филиала ОАО „РЖД“, по результатам которой выявлены превышения уровней шума в дневное и ночное время и вибрации в ночное время в вашей квартире и неисполнение требований санитарного законодательства. По фактам выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица по статье 6.3 ч. 1, и направлен на рассмотрение в Центральный районный суд Тюмени, а также вынесено предписание со сроками устранения выявленных нарушений».

Еще один ответ Уральской транспортной прокуратуры:

«В настоящее время запрещена подача звуковых сигналов локомотивов при следовании на перегоне Тюмень — Утяшево (2137 км), произведена замена двух дефектных рельсов путем укладки клеебетонных стыков и устранения несоответствий балластной призмы, ликвидирована просадка железнодорожного пути, что, по утверждению специалистов должно повлиять на снижение уровня шума от проходящих поездов. Запланированы мероприятия по ремонту железной дороги на данном участке, а также оборудование заградительного участка, в том числе из деревьев за пределами полосы отвода».

Как видим, речь о снижении скорости, установки противошумовых экранов не идет, поэтому Уральская транспортная прокуратура подала на ОАО «РЖД» иск в Центральный районный суд Тюмени. В частности, в иске говорится о том, что еще «26.04.2012 начальником Тюменской дистанции пути утвержден проект обоснования санитарно-защитной зоны для Тюменской дистанции пути, который предусматривает рассмотрение возможности строительства шумозащитных экранов и насаждение лесополос, в том числе шумозащитного экрана № 1 вдоль железной дороги параллельно ул. Карла Маркса (длина 338 м, ширина 0,2 м, высота 3 м). Вместе с тем на текущий момент ответственными лицами ОАО „РЖД“ не принято действенных мер, направленных на снижение шумового воздействия производственного объекта на жилые дома».

За комментарием мы обратились в Свердловскую железную дорогу. Вот официальный ответ:

Движение железнодорожного транспорта в границах Тюмени осуществляется с разрешенной Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ скоростью в соответствии с графиком движения поездов.

Жилые дома №№ 127 и 129, расположенные по ул. Карла Маркса, были построены в 1967—1968 годах вблизи уже сложившейся железнодорожной инфраструктуры. Их возвели с нарушением Строительных норм и правил, действовавших в тот период. В частности, проигнорировано требование СНиП о необходимости при строительстве отделять жилую застройку от железнодорожных линий санитарно-защитной зоной шириной 100 метров.

Согласно законодательству, поскольку данные объекты железнодорожного транспорта построены ранее жилых домов, проведение шумозащитных мероприятий является обязанностью либо застройщика, либо организации по обслуживанию жилищного фонда. При этом 5 апреля 2021 года на встрече СвЖД с Тюменским транспортным прокурором установка шумозащитного экрана на данном участке железной дороги признана технически невозможной и нецелесообразной.

Вместе с тем, с целью снижения шума и вибрации от движения поездов на границах жилой застройки силами ОАО «РЖД» на примыкающем участке железнодорожного полотна проводятся необходимые работы. В их числе укладка геотекстильной прослойки, укладка новых амортизационных прокладок, установка новых скреплений, смена рельсов, сварка стыков люминесцентной сваркой, выправка пути. Кроме того, при следовании поездов на перегоне Тюмень — Утяшево (2137 км) машинистам запрещена подача звуковых сигналов локомотивов.

В границах Тюменской региона СвЖД на данный момент разработана перспективная программа по созданию нового проекта ССЗ (санитарно-защитная зона) до 2024 года. ССЗ до настоящего времени не было по причине отсутствия правового регулирования и порядка разработки по отношению к действующим объектам, расположенным в окружении застроенных жилых районов.

Фото автора

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!