Сегодня исполняется 150 лет старинной всеобщей знакомой Бабе-Яге, точнее, прошло полтора века с того времени, когда на свет появился сказочный персонаж с таким именем. Главным «виновником» этого события стал известный в XIX веке собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев.
Действительный член Русского географического общества по определению этнографии, он осмысливал русские сказки в понятиях так называемой «мифологической школы», усматривая в происхождении народно-поэтических образов зависимость от древнейших мифов, порожденных обожествлением природы. В них можно отыскать конец той путеводной нити, которая может вывести в царство Яги.
Александр Афанасьев взял из архива Русского Географического общества, хранившиеся там сказки, присоединил к ним многочисленные записи Владимира Даля и составил сборник, в который вошли сказки архангельские, вологодские, енисейские, казанские, пермские, новгородские и иных краев и мест России с запада до востока. В нём юбилярша впервые появилась как действующий персонаж.
По мнению некоторых фольклористов, Баба-Яга — близкая родственница Золотой Бабы, идола, которому поклонялись финно-угорские народы, потому что между двумя этими образами очень много общего.
В других источниках сказано, что слово «яга» происходит от индийского «йог» — мудрый (в переводе Баба-Яга значит «мудрая женщина») и, следовательно, имеет другие корни. Назначение её «атрибутов» — ступы, метлы, избушки на курьих ножках и самого главного — костяной ноги — тоже трактуется неоднозначно. Как и «русский дух», который Баба-яга «чует за версту». Так что Александр Афанасьев подарил не только сказочного героя детям, но и богатую пищу для размышления филологам и историкам.
В наши дни Баба-Яга своей популярности не утратила. Так, в историко-экологическом центре при национальном парке «Русский Север», в центре которого расположен Кирилло-Белозерский музей-заповедник, даже был создан Музей Бабы-Яги. Первым экспонатом музея стала ступа в рост человека, обнаруженная в одной из деревень Вологодской области. В реальности ею пользовались для того, чтобы толочь картошку и мять солому, однако полуметровая в диаметре ступа вполне могла бы служить средством передвижения для сказочного персонажа. Правда, долго просуществовать ему не пришлось — святые отцы из местной церкви предъявили его организаторам обвинение в сатанизме и музей закрыли.