Создатели с охотой, порой весьма успешно воспроизводят образы идеализированного прошлого, но создаётся впечатление, что современность для них не интересна, не знакома и пугающа.
В тюменском театре кукол жить стало лучше, жить стало веселее — артисты одеты в светлые ретро-костюмы, зрителей приветствуют бодрым «Здравствуйте, товарищи!», из динамиков доносятся бравурные марши, «Капитан, капитан, улыбнитесь» и «Чтобы тело и душа были молоды». «Айболит» по стихотворению Корнея Чуковского 1929 года воспроизводит самые жизнерадостные моменты эпохи.
Бодрый и моложавый обладатель густой эспаньолки, доктор Айболит трудится, судя по антуражу, во всесоюзной здравнице, где растут пальмы и всегда светит солнце. На приём к нему идут нарядные дамы и работящие граждане в костюмах тюменского модельера Татьяны Латышевой. Работу художника по костюмам трудно переоценить, она придаёт визуальному ряду спектакля основательность, услаждает взгляд, уравновешивая примитивистскую сценографию Александра Чемакина. Главный элемент декораций — ширмы на колёсиках, белые в больнице, с зелёными принтами — в Африке.
Планшетные куклы, исполняющие в спектакле вспомогательную роль, выполнены в стилистике американских кукольных сериалов типа «Маппет-шоу»: синтетический мех дерзких расцветок, глаза из шариков для пинг-понга, раскрывающиеся на 180 градусов пасти. Синяя мартышка, лимонно-розовый страусёнок, оранжевая лиса похожи на недорогие китайские игрушки. Более приятные цвета и благородная внешность — у бегемотиков или зайцев. К сожалению, выразительные голоса кукловодов не всегда способны «переиграть» своих пучеглазых подопечных, рыдающая зайчиха смотрит на зал так же бессмысленно, как и ликующая.
В путешествии доктору встречаются также плоские куклы из фанеры — характерные для творчества Александра Чемакина наивные рисунки, будто нарисованные толстым фломастером на картоне. Это путешествие по миру детской фантазии, тут неважно, что носорог похож на динозавра, а плавник у кита напоминает руку. Ведь и море сделано из тюля, для зимнего похода достаточно вязаных гетров и лыжных палок, а горы — стремянки. Айболит (Алексей Усов) со своим верным Помощником (Александр Бердников) забираются на вершины, чтобы после встречи с орлами надеть на руки крылья и махать ими под «Полёт валькирий» ко всеобщему восторгу зрителей. Куклы орлов комично малы, так что актёры, конечно, никак не могут сесть на них, зато представляют из себя предельно гордых созданий с характерным горским акцентом и лезгинкой в качестве музыкальной характеристики. В целом, музыкальная партитура спектакля, благодаря участию Валерия Дрозда, представляет собой попурри из знаменитых классических мелодий, сквозь которые всегда пробиваются советские песни о капитанах, героях и приключениях.
Сами стихи Чуковского принято называть звонкими и музыкальными. Но в данной интерпретации разложенные по ролям строчки теряют ритм, цельность, сцепку друг с другом. Разорванность действию придают продолжительные танцевально-пластические вставки, скажем, излечение зайчонка празднуется чарльстоном, а открытие африканской части повествования — ритуальной пантомимой актрисы в костюме для сафари.
Дети смотрят спектакль с удовольствием — история знакомая, доктор энергичный, помощник смешной (Усов и Бердников, да простится здесь тавтология, остаются самыми живыми персонажами сказки) весело и бестолково лечат животных градусниками и сладостями. Вероятно, и многим родителям спектакль понравится — он по-своему симпатичный и весёлый. Только от здешних шуток остаётся тоскливое ощущение полного отрыва от реальности. Создатели с охотой, порой весьма успешно воспроизводят образы идеализированного прошлого, но создаётся впечатление, что современность для них не интересна, не знакома и пугающа.
Обращение к эстетическим клише советского времени, примитивная сценография, винегрет из музыкальных хитов всех времён и народов складываются, судя по премьерам последнего времени, в новый портрет тюменского театра кукол. Впрочем, не исключено, что это лишь особенность зрительского восприятия. _Ведь в отзыве изложены исключительно субъективные впечатления автора._