Когда вы ходите на выставки современного искусства и не можете понять, о чем идет речь, читайте экспликации, советует эксперт.
Что такое авангардизм и концептуализм в искусстве, почему они были запрещены в нашей стране и могли развиваться только неофициально, кто такие Владимир Немухин, Виктор Пивоваров, Евгений Михонов-Войтенко? Об этом шла речь на полуторачасовой лекции Антонио Джеуза.
Доктор философии, специалист по медиа-арту выступил для тюменцев накануне в Музейном комплексе им.
Антонио Джеуза вкратце рассказал слушателям об истории современного искусства в России, в частности упомянув знаменитую «бульдозерную выставку» 1974 года на окраине Москвы. «Молодые художники бросали вызов официальному искусству и решили показать свои работы публике, чего бы это ни стоило, — напомнил он. — В итоге они устроили выставку в поле. Блюстители закона боролись с „нарушителями“, переезжая работы художников на бульдозерах. Рекорд поставил Владимир Немухин: его работы продержались целых 15 минут».
Новость о расправе над выставкой разлетелась по всему миру. The New York Times, Le Figaro первыми опубликовали материал про запрещенное искусство в Советском Союзе, что вызвало большой скандал. Тогда власти СССР решили организовать открытую выставку. Она состоялась в Измайлово и шла всего пять часов.
«Но на тот момент для молодых непризнанных художников эта выставка была доказательством того, что они могут бороться. Маленькая победа на несколько часов. Толпа людей стояла в очереди, чтобы взглянуть на то, о чем они слышали, о чем говорили, но не могли увидеть до этого дня», — отметил Антонио Джеуза.
Современное искусство понять непросто, признал эксперт. «Абстракция нам непонятна. Мы не можем обнаружить в ней пейзаж или портрет тёщи — этого не будет, — пояснил он. — Когда я спрашиваю у людей: „Что для вас искусство?“, обычно мне отвечают „Это эмоции!“. Окей. Какие эмоции мы испытываем, когда смотрим на картину художника-авангардиста? Никаких! Здесь нет идеи».
В отличие от них, концептуалисты стремятся рассказать какую-то историю. Поэтому, на Западе, по наблюдениям Джеуза, любят Илью Кабакова и Эрика Булатова: их работы понятны, они показывают, какой была жизнь в СССР.
«Когда вы ходите на выставки современного искусства и не можете понять, о чем идет речь, читайте экспликации, — посоветовал спикер. — Если же вам непонятны экспликации, тогда надо наказать куратора — он плохо выполнил свою работу. Современное искусство делает акцент на том, что мы должны смотреть и думать. Когда ты понимаешь, что видишь в картине часть себя самого, происходит диалог с художником. А без диалога нет искусства».
Напомним, выставка современного искусства «Работа никогда не завершается» — специальный проект Уральской индустриальной биеннале современного искусства, открылась в Тюмени 9 ноября в музейном комплексе им.
В экспозицию вошли работы 26 современных художников из России, Азербайджана, Турции и Италии. Некоторые из авторов приехали вслед за своими произведениями в Тюмень. Источником вдохновения для куратора выставки Светланы Усольцевой стал старинный тюменский промысел — ковровое ткачество.