На сегодня в областной столице сохранилась единственная пожарная каланча из шести, существовавших в начале XX-го века.
Раньше там постоянно дежурили два пожарных — их называли «вперед смотрящие». Что интересно, сейчас в отреставрированной башне также работают люди, которые смотрят в будущее Тюмени и формируют его, — архитекторы. Но и о прошлом не забывают, сохраняя историю пожарного дела.
Белая башня, башня призрак. Каких только названий не было у пожарной каланчи за ее долгую жизнь. Здание высотой 12 метров построили еще до революции. Точной даты постройки никто не знает. К 1917 году город был разделен на шесть частей, в каждой из которых стояла своя каланча. Сейчас башня на улице Осипенко — единственная оставшаяся в Тюмени.
«В дозор набирали сильных, красивых, не знаю почему именно красивых, но и в том числе, чтобы было хорошее обоняние, — рассказывает краевед и экскурсовод Марина Сафина. — Потому что запах гари — признак того, что где-то случилось горе и туда надо спешно отправляться. При обнаружении дыма дежурный бил в набат. Внизу находилось пожарное депо. Огнеборцы жили в этом здании со своими семьями, и работали здесь же. Когда технологии тушения пожаров изменились, каланчу забросили».
Марина в образе тюменской купчихи устраивает костюмированные шоу, в ходе которых можно поближе познакомиться с историей областной столицы. Пожарная каланча почти всегда входит в туристический маршрут. Кстати, был в истории здания интересный момент.
В августе 2018 года его самовольно заняли молодые тюменские художники. Они решили устроить там музей современного искусства. Сами ребята не стеснялись себя называть сквоттерами. И вообще они верили в то, что делают благое дело. Вынесли мусор, потом пытались облагородить каланчу своими силами и даже организовали выставку своих картин. Там же была организована барахолка, на которой можно было обменять ненужные больше вещи на полезные. Но ради безопасности самих молодых людей башню закрыли, поскольку она была уже в ветхом состоянии. Так что выставка тюменских художников продлилась ровно один день.
Марина Сафина признается, туристы обожают историю про призрака. «Говорят, что здесь видят призрак пожарного, который в 1930-е годы не смог спасти девочку. И ничего лучше не придумал, потому что была печаль, боль, сердце разрывалось. И на одном из дежурств он якобы принимает решение броситься с башни. Было это или нет, неизвестно. Подтверждения этому не находят», — поделилась она.
Два года назад башню отреставрировали. Сейчас внутри пожарной части находится Центр стратегического развития «Сибирь». Это рабочее место проектной группы и дискуссионная площадка, где плодотворно обсуждают будущее развитие архитектуры города. А вдохновение творцы получают, глядя на город сверху. Авторы постарались сохранить культурный контекст, но при этом создать пространство для творчества.
«Сущность пожарной каланчи неотделима от того, что происходит внутри. Здесь была проведена не обычная реставрация здания, благодаря которой город получил бы еще одно добротное здание. Реставраторам было важно выполнить культурный проект, который мог бы влиять на развитие города», — отметил главный архитектор Центра стратегического развития «Сибирь» Дмитрий Селивохин.
Реставрацией и реконструкцией занимался Михаил Геннадьевич Вольфсон, которому было важно, чтобы в бывшей пожарной части появился не очередной магазин, а нечто очень важное для города, подчеркнул Дмитрий. И как раз тогда появилась идея создать Центр стратегического развития «Сибирь» как центральную архитектурную институцию, объединяющую смыслы, куда люди приходят и пытаются понять, что есть Тюмень. В дальнейшем работа над восстановлением здания шла в этом русле.
«Что это значит? Во-первых, очень бережное отношение к историческому контексту. Например, каланча наклонилась на несколько градусов, то есть по сути падала. Если бы не реставрация, ее уже могло бы не быть. Во-вторых, работа с фундаментом, который начал плыть. В-третьих, внутренний каркас — сквозь все здание продета новая несущая конструкция. По сути изнутри здание пересобрано заново, а наружную „шкуру“ мы оставили полностью в том виде, в каком она была еще в прошлом веке. Каждый кирпич пересчитан, все швы очень внимательно осмотрены. Нам было важно сохранить культурный контекст, но при этом не превратить каланчу в мертвый музейный экспонат, который нельзя трогать руками», — объяснил Дмитрий Селивохин.
В итоге получилось ценное сочетание абсолютной лаконичной современности и истории. Например, фасадам возвращен исторический облик — от ливневых стоков до деталей кровли, воссозданных по старинным лекалам. А внутри современный интерьер — белоснежные лофты, где создано пространство для творчества и очень хорошо работается. Там, по словам Дмитрия, собралась сильнейшая в регионе проектная группа, которой нужно пространство для мысли без перегрузки деталями. А в самой башне можно обратить внимание на подоконники. Это скругленный полированный архитектурный бетон, который создает ощущение, что здесь пространство, в котором работает творческая группа.
«В этом контрасте — суть обновленного пространства. Одновременно каланча стала знаковой культурной дискуссионной площадкой. Как только в Тюмень приезжают известные архитекторы, интересные спикеры, их сразу приглашают сюда. В большом зале на первом этаже сформировалась традиция: по четвергам приходят люди, слушают интересные лекции, потребляют классный контент. Например, в прошлом году у нас побывал бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо. Все вместе это создает уникальный проект, где архитектура, интерьер, здание, люди — это части единой экосистемы», — поделился главный архитектор центра «Сибирь».
Найти вдохновение удастся и тем, кто далек от архитектуры. С вершины каланчи открывается панорамный вид на центр старой Тюмени. Внутри зеленые кресла-мешки. Здесь в неформальной обстановке было придумано немало идей, которые серьезно повлияли на развитие нового мастер-плана нашего города «Врата Сибири», на формирование стандартов комфортной городской среды. Но, чтобы подняться на самый верх, надо преодолеть множество ступеней. А чтобы путь был интереснее, на каждом лестничном пролете разместили интересные экспонаты, которые так или иначе связаны с пожарной службой. Часть из них нашли при реконструкции здания, а часть — подарили тюменские пожарные.
«Как только открылся наш центр, к нам пришел глава управления МЧС России по Тюменской области Артур Хачатрян. Он подарил нам несколько экспонатов. Для меня самая пронзительная интересная история — это форма кота Семёна, который был талисманом нашего управления МЧС. Мы всем гостям рассказываем про эту милую историю. И решили придумать легенду. В этом здании должен жить кот. Мы сейчас делаем маленькую скульптуру пушистого в форме спасателя. А в здании появятся его маленькие следы. Легенда тоже будет работать на общую идею. Надо понимать, что центр „Сибирь“ стал одним из туристических маркеров. Люди приходят к нам и спрашивают: а что такое Тюмень? И помимо того, что „Сибирь“ — это культурно-проектный центр, это еще и точка знакомства с городом, собрание легенд, историй. Поверьте, мы бережно к этому относимся», — подчеркнул Дмитрий Селивохин.








