В областной думе обсудили перспективы строительной сферы.
Как меняется рынок недвижимости в Тюменской области и к чему предстоит готовиться, обсудили в ходе круглого стола, который прошел в областной думе.
Комфорт и уникальность
Регион поставил рекорд в 2023 году, когда было введено 2 млн 486 тыс. кв. метров жилья, в плане на 2024 — 2 млн 280 тыс. кв. метров. При этом участники рынка отметили несколько тенденций.
Первая связана с конкуренцией среди застройщиков, а сейчас в области работает 114 компаний. Как следствие — жители хотят комфортного проживания, есть запрос на уникальные проекты: с террасами, отдельными входами, панорамными окнами и так далее.
«Приходят и спрашивают: что есть особенного у вас? Парки, скверы, бульвары», — говорит коммерческий директор ГК «ТИС» Светлана Утешева.
Разумеется, граждан волнует вопрос транспортной доступности и социальной инфраструктуры — строительство детских садов, школ, поликлиник, спорткомплексов. Особенно щепетильны семейные люди или те, кто планирует создать семью, рожать детей.
Участники рынка предложили обратить внимание на показатель площади квартир, которые приобретают покупатели. Сейчас это чуть больше 48 квадратов.
«По данным наших аналитиков, средняя площадь продаваемой квартиры либо снижается, либо стоит на месте. Если мы хотим выровнять демографическую ситуацию, то люди должны покупать квартиры многокомнатные, большей площади. В студиях, однокомнатных, максимум двухкомнатных квартирах проблемно думать о большой семье», — говорит Андрей Васильков, коммерческий директор компании «Паритет Девелопмент».
Участники также отметили рост стоимости квадратного метра жилья, сейчас он в среднем превышает 129 тыс. рублей за квадратный метр.
Заместитель председателя областной думы Наталья Шевчик посоветовала застройщикам комплексно подходить к своим проектам и делать их более привлекательными для семей. Важно садиться за стол переговоров с властями, чтобы обсудить возможные концепции.
Серебряное поколение и «зумеры»: что нас ждет в будущем
Участники круглого стола оценили перспективы рынка недвижимости.
«Мы посмотрели стратегию Сбера „Будущее 2035+“, чтобы оценить, для кого мы будем строить через 10 лет, — говорит Дарья Чижова, исполнительный директор ГК ИНКО. — Самая большая доля будет приходиться на серебряное поколение, кому сейчас 45+. Но это активное поколение, которое будет продолжать работать».
В то же время поколение Z, так называемые «зумеры», то есть те, кто родился с 1997 по 2012 годы, уже вошли в активное потребление.
«Им важно получать готовые решения, под ключ. Они не хотят делать ремонты, 66% опасаются проблем с инженерными коммуникации, предпочитают технологии „умного дома“. Предпочитают функциональные планировки и не стремятся за высотками, оптимально — дома до 17 этажей, — говорит Дарья Чижова. — Не важен центр города, но чтобы была развитая инфраструктура. Привлекает близость парков и скверов, огороженные территории для безопасности, места для домашних животных».
Еще один тренд — глобальное одиночество, и он будет усиливаться. Удаленная работа, удаленное общение по соцсетям и другим каналам уже сейчас знакомо многим.
В то же время останется стремление пообщаться вживую, поэтому для будущих застроек следует учитывать места, где можно просто собраться.
Кроме того, участники отмечают рост спроса на индивидуальное жилье. Об этом говорит и статистика: в 2023 году 44% всей введенной площади пришлось на ИЖС. В первом квартале 2024 года этот показатель на 27% выше прошлогоднего. На частные дома пришлось 295 тыс. кв. метров из 588,2 тыс. введенных жилых квадратов.
Фото: Вслух.ру