Dipol FM | 105,6 fm

Ученые в Тюмени занялись исследованием телесериалов

Они пришли к выводу, что на экране жизнь изображается более насыщенной, чем она есть в реальности.

В ТюмГУ изучили особенности телесериалов разных стран и сделали вывод о том, что жизнь в них представлена более насыщенной, чем в реальности. А еще выявили особенности сериалов в разных культурах, сообщает пресс-служба вуза. Авторы статьи — кандидат наук Лариса Кислова и магистрантка кафедры русского языка и общего языкознания СоцГум ТюмГУ Мария Ветошкина.

Массовая культура базируется на консервативных ценностях и опирается на элементарные нравственные установки. Потому, исследуя сериалы разных стран, можно сделать выводы о людях, обществе, истории и быте. Телесериалы позволяют визуальному контенту вытеснить вербальный и способны конструировать реальность.

Ученые заметили закономерность: герой телемелодрам — эмоционально-впечатлительный человек, умиляющийся благородству и ужасающийся злу, поскольку в центре любого телесериала присутствуют элементы сентиментализма — направления, апеллирующего к чувствам, идеализирующего добродетели, четко разграничивающего добро и зло.

В результате анализа тюменские ученые выделили ряд общих черт в телеповествованиях. При этом персонажи, мотивы, сюжеты и модели поведения в социуме, транслируемые в сериале, различаются в зависимости от национальной специфики.

В турецких сериалах, например, преобладают матримониальные ценности и изображаются зачастую критикуемые архаичные патриархальные традиции («Черный хлеб», «День, когда написана моя судьба», «В чем вина Фатмагюль?», «Сыла. Возвращение домой», «Любовь и наказание»). Также показано противостояние восточных традиций и западного образа жизни, антитетичность традиционного уклада в центральной, западной и восточной частях страны.

В контексте латиноамериканских телесериалов показана картина мира в каждой конкретной стране континента, а также Мексики и Кубы. В таких сериалах всегда присутствует яркий социальный оттенок и демонстрируется острая социальная проблематика: материальное расслоение, низкий уровень жизни части населения, проблемы безопасности, криминальная атмосфера, ранние браки, безработица, домашнее насилие, жесткий гендерный дисбаланс, жизнь в опасных районах («Проспект Бразилии», «Красный цвет Бразилии», «Механизм», «Раздвоение личности», «Правила игры», «Невидимый город», «Охотник», «Лабиринт», «В форме закона»).

Российские телесериалы обладают собственной национальной спецификой, а социальный аспект чаще всего демонстрируется в специализированных телесериалах («Челночницы», «Станица», «В клетке», «Мажор»). В то же время в мелодраматических телесериалах подчеркнут именно человеческий, душевный аспект. Кроме того, в России снимается значительное количество исторических телепроектов («Годунов», «Раскол», «Крылья Империи», «Екатерина», «Тобол», «Грозный», «Петр Первый. Завещание», «Демон Революции», «София», «Романовы», «Жуков», «А.Л.Ж.И.Р.»).

Исторические сериалы производят и в Бразилии, например, показанный на отечественном экране телепроект «Земля любви, земля надежды» о судьбах итальянских переселенцев, а также в Турции о времени правления султанов Блистательной Порты («Великолепный век», «Завоеватель», «Великолепный век. Империя Кесем», «Фатих», «Хюррем Султан»).

Сериал создает, как правило, более насыщенную событиями, чем в реальности, действительность. Он не просто органично встроен в жизненное пространство, а является его неотъемлемой частью. Погружаясь в искусственную реальность, телезритель стремится условно занять место одного из героев, мысленно уточнить его мотивацию, объяснить поступки, подтвердить или оспорить его стратегию.

Тюменские ученые делают вывод, что сегодня сериал становится перспективным социальным и национальным проектом, претендующим на одну из доминантных позиций в современном культурном контексте.

Фото: by Unsplash

(0)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.