Я узнал пять крышесносных голову фактов о самом необычном храме Тюмени.
На днях я гулял по центру Тюмени и остановился у Спасской церкви, где в свое время побывал будущий царь Александр II. Сейчас ей присвоен адрес ул. Ленина, 43. Рядом со мной здание фотографировал немного чудаковатый пенсионер. Оказалось — бывший музейный работник. Он и рассказал мне, что ранее церковь располагалась на одноименной улице — Большой Спасской, и только в 1922 году, с приходом большевиков, ее переименовали в улицу Ленина. После этого мне захотелось узнать чуть больше о церкви, я погрузился в историю и узнал много интересного. А теперь хочу поделиться с вами пятью самыми интересными фактами об этом удивительном храме.
Кочующая деревянная церковь
Изначально Спасская церковь располагалась не там, где находится сейчас, а в начале Большой Спасской улицы (теперь — ул. Республики), около Тюменского острога. Историки предполагают, что она находилась слева от современного здания Областного кожно-венерологического диспансера на Республики, 1. Этот участок со временем смыло в Туру.
Первоначально церковь Всемилостивейшего Спаса была деревянной и без отопления. Она сгорела в большом пожаре 1668 года и после была восстановлена. В 1695 году произошел еще один пожар, в котором здание вновь пострадало. Тогда было принято решение о том, что Тюмень нужно застраивать каменными домами вместо деревянных.
Что удивительно, в разных источниках я встретил совершенно противоположные версии того, в какой момент храм был перенесен на нынешнее место пребывания. Одни историки считают, что на этом месте сначала появился деревянный храм — в 1753 году. Другие — что церковь не восстанавливали вплоть до начала строительства капитального здания. В любом случае, в 1796 году из камня построили Спасскую церковь, сохранившуюся до наших времен.
Семейный склеп
Долгое время вокруг храма ходили слухи о призраке известного тюменского купца и мецената Андрея Текутьева. В позднее советское время и вплоть до нулевых годов здесь располагались фонды Тюменского областного краеведческого музея, и сотрудники жаловались, что ночью слышат странные тяжелые шаги — а в здании никого, кроме них, в этот момент не было. Служители грешили на призрак Текутьева, поскольку ходили легенды, что он захоронен в церкви, но документальных подтверждений этому не находили.
Было известно, что в июле 1913 года умерла жена Текутьева, Евдокия Яковлевна. Именно тогда купец возвел пристройку к церкви с целью сделать там семейный склеп и перенести ее останки туда. В 1916 году придел освящал протоирей Александр Грамматин — причем без разрешения церкви. Сразу после службы упал с инсультом, а к вечеру умер. Через неделю не стало и самого Андрея Текутьева. Место его захоронения долго не было известно, а вся эта история казалась выдумкой.
Помню, как в 2020 году меня пробрало до костей, когда я узнал, что во время реставрации храма рабочие вскрыли пол церкви и обнаружили в приделе дубовый гроб! Это оказалось настоящей сенсацией — ведь для Тюмени Текутьев то же самое, что для Москвы какой-нибудь Савва Морозов. Ученые восстановили портрет человека по черепу, и он совпал с прижизненными снимками купца. К слову, рядом нашли останки его супруги. Семейную пару упокоили в том же приделе. Так что теперь официально: в Спасской церкви действительно есть склеп.
Старинная живопись
В 1922 году у церкви изъяли все ценности, в том числе более четырех пудов серебра. Однако она продолжала работать вплоть до конца двадцатых годов прошлого века. В 1929 году арестовали настоятеля Спасской Илью Популова вместе с благочинным Тюмени Алексеем Тоболкиным. И уже в 1930-м здание изъяли у верующих. Сначала в нем устроили пересыльную тюрьму для раскулаченных, а через два года передали под городской архив НКВД.
К чему я все это рассказываю? А дело в том, что в какой-то момент на этом этапе кто-то сумел сохранить живопись, что находилась внутри церкви. Неизвестные покрыли ее двумя слоями крафтовой бумаги, укрепив клейстером, нанесли шпаклевку и побелили. Возможно, свою роль сыграло и то, что стены заставили шкафами для архивов.
Во время все той же реставрации 2020 года под слоями бумаги художники обнаружили неплохо сохранившуюся роспись на потолках и стенах. Прятал ее явно профессионал — «маскировка» отошла легко, открыв старинную живопись. Ее восстанавливали на протяжении четырех лет и наконец привели внутреннее убранство в порядок.
А могли бы и взорвать
Удивительный факт — на месте Спасской церкви мог стоять какой-нибудь барак или многоэтажный советский дом. В 1932 году в Тюмени начали активно сносить «символы веры». Сначала взорвали Успенский собор. После него готовились снести и Спасскую. Однако из Москвы в городской совет Тюмени пришло распоряжение из сектора Наркомпроса — оставить объект архитектуры нетронутым. Его поставили на учет и под охрану этой организации, а также пригрозили, что снос будет караться, как нарушение декретов ВЦИК и СНК об охране памятников искусства и старины. Впрочем, руки преобразователей добрались до стоящей отдельно колокольни — ее разрушили.
Бетон
Я с некоторой оторопью узнал (да простят меня строители), что бетон в России использовали задолго до СССР. Оказалось, что часть северного придела Спасской церкви построена с использованием этого материала. И это совершенно не типично для построек царских времен.
Оказывается, тогда бетон стоил каких-то колоссальных денег. Но что больше вызывает вопроса у историков — как строители смогли тогда обеспечить беспрерывную заливку материала, который должны были тщательно вымешивать?
Но и это не все — во время реставрации была обнаружена икона, написанная на… бетоне! Это уникальный предмет искусства кто-то спрятал под половое покрытие. Называется «Покров Пресвятой Богородицы». К сожалению, она раскололась от времени.
Сейчас Спасская церковь открыта для посещений. Честно скажу, я редко захожу в храмы и считаю, что для этого нужно особое настроение. Но, конечно, обязательно побываю там. А если разрешат фотографировать, то поделюсь снимками с вами.
Фото: Вслух.ру, Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области