Премьерные показы стартуют сегодня, 16 сентября.
Мрачный дом знаменитой испанской вдовы Бернарды Альбы занимает всю сцену малого зала Тюменского драматического театра. Масштабная маскулинная доминанта в решении сценического пространства — репродукция известного произведения Эль Греко «Погребение графа Оргаса», задающая разом и атмосферу, и колорит, и контраст. А кроме этого темнота, симметрия, аскеза — женский мир. Главней всего погода в доме, как поется в известной песне. Так вот, с погодой в доме Бернарды что-то не задалось.
Вдова больше всего печется о внешней благопристойности. Пять ее дочерей заперты в доме. В прямом смысле слова — за решеткой. Но силы страстей, бушующих в их скромных девичьих комнатах, таковы, что никаким запорам и запретам их не сдержать. Сила жизни и жажда любви, сметая все на своем пути, в отсутствии желаемого превращают героинь в слепую неуправляемую стихию, уничтожающую их самих.
Эта цельная, строгая постановка Зураба Нанобашвили, кажется, продолжает стратегическую линию труппы — дать голос артисткам театра. Так, в марте 2020 года к своему празднику показали премьеру «Восемь женщин», где артистки обошлись без коллег мужчин на сцене. Теперь «Дом Бернарды Альбы», где они управляются вдесятером.
Особенно впечатляет, если говорить о женском голосе, его силе и самодостаточности, сцена в самом начале, где девушки поют.
В спектакле в одном из составов заняты в том числе вновь прибывшие артистки театра Дарья Зуева и Дарья Шалдуга. Как и новичок предыдущего артистического «призыва» Полина Егорова, впечатлившая зрителей своей Анной Карениной.
Девушки вели свои линии, не выпадая из общего ритма. Заглавную роль исполняет Кристина Тихонова. Мать Бернарды играет Елена Самохина. Тихоню Мартирио — в одном из составов — Ольга Игонина. А теперь представьте эту мощь.
Кстати, режиссеру удалось выстроить такое равновесное действие, когда кажется, что практически все героини — первого плана, и у них по маленькому бенефису.
Бернарда в новом спектакле — натура противоречивая. Энергично вбивающая в дочерей и прислугу покорность и трепет, она порой дает слабину и отзывается на робкую дочернюю ласку, а в одиночестве и сама мечется по созданной ей клетке. Однако не совсем понятно, что именно заставило ее так крепко натянуть поводья, закрыться, какие внешние обстоятельства довлеют над этой женщиной, способной и на любовь, и на нежность. Отчего мать так боится и себя, и того, что таится во взрослых, слишком взрослых уже дочерях, чтобы она могла продолжать защищать их? Со слов Понсии (Елена Махнева) и вовсе понятно, что нравы за стенами дома царят более чем свободные. И сама она, чуть ли не единственная способная перечить хозяйке, говорит, что жизнь возьмет свое, как ее не сдерживай. А героиня Ольги Безбородовой — гостья в доме — и вовсе ветреная, легкомысленная хохотушка. Что мешает рассмеяться Бернарде?
Зато не вызывает никаких вопросов, что сталось с невзрачной, горбатенькой Мартирио. У Ольги Игониной она носит в себе громадную, разъедающую изнутри страсть, уже едва сдерживаемую наложенными матерью запретами: «Тихо, я сказала!» Любовь, отчаяние, ревность, зависть — все в наивысшей степени.
Мария Хосефа в исполнении Елены Самохиной, сумасшедшая старуха, которая доводит хаос, царящий во внешне благопристойном доме, до апогея, производит тем большее впечатление, чем неожиданнее от криков она переходит к звериным сдавленным воплям, а потом вдруг кажется абсолютно спокойной и разумной, но только доли секунды.
Федерико Гарсиа Лорка написал эту пьесу в 1936 году, по его словам, положив в ее основу действительные события из своего детства, которые стремился воспроизвести с документальной, фотографической точностью. Впервые пьесу поставили уже после смерти автора, 8 марта 1945 года. С тех пор «Дом Бернарды Альбы» практически не сходит со сцены.
И в 2022 году тюменская версия испанской драмы, усиленная постановочной группой (как именно, придется выяснить самим), наглядно демонстрирует, на что способен десяток милых дам, приведенных в нужную степень творческого безумия. Благодаря слаженности и лаконичности их действий постановка кажется компактным высказыванием, с одной стороны несколько прямолинейным, при этом сложно интерпретируемым в той мере, в которой интересно обсуждать смыслы.
Тем интереснее будет это сделать тем, кто относительно недавно видел на этой же сцене постановку по этой же пьесе от пермского театра, побывавшего в Тюмени с гастролями.
Премьерные показы стартуют сегодня, 16 сентября. Билетов на этот показ нет. Буквально пара мест осталась на завтрашний вечер. Затем увидеть премьеру можно будет 25 сентября, 1 и 20 октября.
Напомним, это только начало юбилейного театрального сезона в ТБДТ. Впереди несколько премьер — амбициозных и душевных.