Авторы, кажется, сделали невозможное, чтобы удержать наше внимание.
Шкатулкой с сюрпризами, не всегда приятными, ожидаемыми и веселыми, оказалась «Синяя птица» (6+), предложенная театром «Ангажемент» к Новому году. На крошечной сцене фанерной коробочкой, словно со стройки или из сквота, облюбованного бесприютной молодежью, устроился балаганчик, созданный отважным режиссером Сюзанной Классеп и бесстрашным художником-постановщиком Софьей Скороходовой. И выбранного простора авторам постановки хватило, чтобы создать странную, мало на что из виденных в Тюмени постановок похожую сказку о невыразимом и неуловимом.
«Наверное, я так сформировала режиссерскую заявку, что там явственно читалось: именно „Синюю птицу“ мне очень хочется поставить. И я благодарна театру за смелость одобрить именно этот сложный материал, потому что там были вещи попроще. Как будто бы все получилось…», — говорит режиссер спектакля, победитель театральной лаборатории «12+» в прошлом году.
Мы знаем, что герои — Тиль Тиль (Маис Керимов) и Митиль (Юлия Банных) — должны побывать в невероятных, но легко доступных детскому воображению царствах — Памяти, где встречают умерших бабушку с дедушкой, Ночи, где раскрываются истинные намерения коварной кошеньки, искусно воплощенной Мирославой Евдокимовой, и Саду наслаждений, населенных тучными блаженствами и слегка зловещими лазоревыми детьми, ждущими рождения.
Не просто костюмы, но гипертрофированные, избыточные, на грани невозможного, образы героев превратили путешествие в занятный и слегка пугающий калейдоскоп, который хочется рассматривать. Например, Ночь (Юлия Шек), появляется в удивительном наряде из громадного колпака, перчаток с невероятно длинными синими пальцами, обширного плаща со звездами, способного накрыть сцену, и резиновых сапог.
Насморк в ядовито зеленом одеянии (гибкая Софья Лаврусенко) провоцирует узнавание недуга бесконечно длинными соплями штанинами, болтающимися под швыркающие звуки. У феи Берилюны (Ксения Кудрявцева) вместо рук ветви, а громадный кринолин ее платья заменяет каркас намеренно запачканной туристической палатки.
Пока зрители рассматривают очередных персонажей, которых, благодаря костюмам, оказалось в разы больше, чем занятых в спектакле артистов, авторы с Татьяной Карнауховой (Душа Света) незаметно подводят нас к обыкновенному чуду.
Оно заключается в том, что Синяя птица — неузнаваемый в непритязательной одежде и громадном клюве Вячеслав Кузнецов — всегда была рядом с нами, героями и зрителями.
И только в момент осознания, когда мы вновь протягиваем к ней жадные руки, она исчезает бесследно, исполнив свое предназначение. Это значит, что вновь пора на поиски.
По словам режиссера, у нее не было опаски встретить непонимание маленьких зрителей: «Мне кажется, что мы недооцениваем детей, и в этом проблема многих детских постановок, часто упрощенных и поверхностных. Дети способны и со смыслом исправляться, и со сложными образами. Вспомните игрушки в магазинах, они не очень простые. И вот эта эстетика фильмов Бёртона, Гиллиама, сериала „Уэнсдей“ и подобных им, странные инфернальные штуки почему-то всегда привлекают эту категорию зрителей. Они очень быстрые, думают иначе. Именно поэтому для них сложно работать. Сложно и интересно».
Сюзанна Классеп рассказала, что искала возможность поработать именно с художником Софьей Скороходовой: «Возможно, у меня более спокойное видение. Тем лучше, что художник спектакля отстаивала свой подход. Потому что удержать внимание современных детей способен только богатый визуальный ряд. А в каких-то моментах мы находили компромисс».
А что до того, что эта непривычная глазу «Синяя птица» обосновалась в Тюмени в новогоднюю кампанию, по словам Сюзанны, нет ничего невероятного. Она из числа вневременных сказок, которые будут актуальны всегда.
«Удивительно, но дети очень чутко смотрят спектакль, — признается подглядывавший за зрителями режиссер. — Понятно, что будут очень разные залы, маленькие зрители будут отвлекаться, терять внимание. Мы к этому готовы. Ну, для детей в принципе нельзя что-то создавать и думать, что ты точно разгадал тот самый ключик и код. Не работает. Поскольку дети — самая честная и требовательная публика».
Самим увидеть необычную новогоднюю историю можно в конце декабря и начале января, в новогодние каникулы.
Фото: пресс-служба театра







