Владимир Калининский случайно обнаружил отчет о старинном расследовании.
В старинном селе Каменка Тюменского района стоит белокаменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Туристам, проезжающим по Ирбитскому тракту, рассказывают об ужасной трагедии, произошедшей более 300 лет назад. Раньше церковь была деревянной, и в ней раскольники устроили массовое самосожжение во время празднования Пасхи. В огне погибли 400 человек. Информация о трагедии отражена на большом стенде рядом с церковью. Жуткую историю передают из уст в уста, она также описана в краеведческой литературе. Но так ли это на самом деле? Правда вскрылась совершенно случайно и совсем недавно. Корреспондент «Вслух.ру» пообщался с тюменским краеведом Владимиром Калининском. Это он нашел отчет о расследовании, проводившемся в XIX веке.
«Я работал над краеведческим материалом „Церковные дороги протоиерея Граматина“, это священник, который работал в Спасском храме Тюмени, — говорит Владимир Калининский. — Сохранился один из документов тех времен — журнал „Тобольские епархиальные ведомости“ с 1882 по 1916 годы. Я просмотрел в архиве все журналы, заодно выписывал даты, события, брал на заметку другие интересные темы для публикаций и наткнулся на любопытный материал. Во второй половине XIX века в Тобольскую епархию приехал командированный из Санкт-Петербурга протоиерей Иоанн Яковлевич Сырцов. На тот момент он был церковным историком, кандидатом богословских наук, духовным писателем и был направлен для расследования самосожжения раскольников в Покровском храме Каменки Тюменского уезда. Первоначальная версия нам известна — 400 раскольников из Тюменского уезда во время Пасхи 27 марта 1687 года устроили акт самосожжения. Эта версия и тогда, и сейчас звучит абсурдно. Не понимаю, почему она раньше никого не смущала: в православном храме собрались раскольники, там же был православный священник, дьякон, пономарь, то есть вся церковная служба. Но раскольники всячески сторонились церквей, были отшельниками».
По словам краеведа, не вяжутся и цифры. В церкви якобы находились 400 раскольников, уж очень много. В Каменке тогда было всего семь дворов, и далеко не все были староверами. В церковь же съехались люди со всего уезда.
«Сырцов работал с архивами в Тобольске два года, — говорит Владимир Калининский. — Итогом его расследования стала публикация в сдвоенном номере „Тобольских епархиальных ведомостей“, это 15 и 16 номера за 1887 год. Во-первых, по данным Сырцова, сделанным им на основе прочитанных документов, в храме погибли не 400 человек, а 250 человек. Остальные получили травмы при падении. Во-вторых, это не самосожжение, а террористический акт, устроенный раскольниками. Иоанн Сырцов выяснил, что раскольники спрятали в подвале порох и подожгли его. Об этом ведь никто не писал! Раздался взрыв, а потом пожар. Служба проходила на втором этаже церкви. Там было довольно тесно. Люди оказались отрезанными от выхода. В панике они выпрыгивали из окон, ломая руки и ноги. Поэтому погибли не все 400 человек, части из них удалось спастись».
Вот что написал сам Сырцов в «Тобольских епархиальных ведомостях»: «В Сибирской летописи 1687 года 27 марта описан следующий факт. В селе Каменка Тюменского уезда в церкви собралось до 400 человек разного пола. В полночь началась утреня (служба), во время самого торжества (примерно, в час ночи) вдруг церковь, переполненная до крайней тесноты народом загорелась снизу из-под трапезы и паперти. В несколько минут огонь проник в сам храм и загородил выход народу. Народ бросился к окнам (имеются ввиду окна второго этажа) и некоторым удалось выскочить из пламени, но зато убивались до смерти от падения с большой высоты и немногие только отделались увечьями. Все остальные 250 человек погибли в пламени вместе с причтой. Виновниками ужасного пожара в светлый христов праздник, когда все смертные приглашались ко всеобщей радости и любви, были раскольники, подбросившие и воспламенившие под церковью порох».
«Исследование Сырцова открыло нам другое видение этой истории — в храме сгорели не раскольники, а обычные православные люди, — отмечает Владимир Калининский. — Сделано это было, скорее всего, в отместку за унижения и притеснения. Это ж какую лютую ненависть надо иметь, чтобы совершить такое! Ведь в церкви были мирные люди: мужчины, женщины, старики, дети. Я называл их слугами дьявола. Остается не понятным, почему отчет о расследовании Сырцова не придали широкой огласке, почему тюменцы не узнали правды. Ведь далеко не все читали „Тобольские епархиальные ведомости“. Конечно же, итог расследования Сырцова — это еще не истина в последней инстанции. В материалах я не увидел, на какие документы ссылается историк из Санкт-Петербурга. Но сейчас все выстраивается в логическую цепочку. Вполне возможно, правду скрыли, чтобы избежать массовых расправ над раскольниками. Конечно же, эти страницы из церковного журнала могут стать первым шагом в исследовании этой трагедии».
Тюменский краевед отметил, почему важно знать правду о трагедии в Каменке. По его словам, как только люди узнают, что было тогда на само деле, особенно среди местных жителей, на душе сразу становится легче.
Фото: Юрий Шестак