Предприниматель, имя которого в Сети часто соседствует с «разоблачениями» и компроматами, дал эксклюзивное интервью «Вслух.ру».
Накануне в Тюмени открылся большой коворкинг-центр (ул. Максима Горького, 44/2), на презентацию которого приехал его основатель Аяз Шабутдинов. Бизнесмен рассказал, из-за чего продал свои успешные проекты, по какому принципу выбирает город для открытия коворкинг-центров, и почему рекомендует начинающим предпринимателям не тратить время на обучение в вузах.
— Объем инвестиций в коворкинг-центр составил 31,5 миллиона. Почему выбрали Тюмень и когда планируете его окупить?
— Коворкинги — не самый прибыльный бизнес, хотя при плановых значениях у него хорошая окупаемость — 1,5 года. Главное условие для открытия — мы должны договориться с собственником помещения о софинансировании объекта. Это уже удалось сделать сначала в Ижевске, потом в Екатеринбурге. Тюменский центр — третий по счету, а всего по стране мы хотим открыть 77 коворкинг-центров. В Тюмени владелец вложил в проект 17 млн, мы — 13 с лишним млн. Следующий центр планируем открыть в Йошкар-Оле.
— У вас несколько разноплановых бизнесов, расскажите вкратце чем занимаетесь.
— В принципе проект у меня один — образовательная компания для предпринимателей Like Центра. В его рамках мы развиваем разные направления. Например, есть собственный инвестиционный фонд. Мы инвестируем и оказываем экспертную поддержку компаниям наших перспективных выпускников. Компании в инвестпортфеле самые разные: производство стульев с выручкой 200 с лишним млн рублей в год, сеть салонов эпиляции — больше 100 по стране, сеть школ балета и растяжки — более 50 заведений.
— Какие из ваших проектов больше всего пострадали в пандемию?
— Как ни странно, коворкинги. Но мы поменяли бизнес-модель, стратегию, поэтому продолжаем развиваться. Также нелегко пришлось компьютерным клубам. Я все еще в доле этого бизнеса, но его пришлось свернуть. Проект по производству свадебных платьев — в пандемию, как известно, свадеб не праздновали. Еще были гостиницы для кошек в Питере, их вообще закрыли, а точнее продали по низкой цене. Люди перестали уезжать и, соответственно, оставлять животных.
Но в целом мы хорошо вышли из пандемии — перешли в онлайн. Раньше учили людей в офлайне, собирали залы, а тут все организовали дистанционно, сократились затраты.
— Вашими первыми проектами, на которых вы сделали имя, были сеть хостелов и кофейных точек. Кофейный бизнес вы продали, а что стало с гостиничным?
— Тоже продал. Чуть позднее.
— Когда и за какую сумму?
— Цифру не озвучиваем, но она меньше, чем за кофейную сеть, которую продал за 200 млн рублей. Это был 2019 год.
— По-моему как раз в это время приняли законопроект, запрещающий организовывать хостелы в жилых домах. Это стало причиной?
— На самом деле нет. Мы даже поддерживали этот законопроект, потому что гостиницы в жилых домах — действительно издевательство над людьми, когда ночью в хостел заселяются жильцы, могут перепутать и позвонить соседям
— Кофейный бренд Coffee Like был весьма успешным, почему решили его продать?
— Он и сейчас очень успешен — на первом месте в Европе по темпам роста, мне скидывали немецкое исследование. Продал из-за переживаний, что не смогу всем управлять. Мне нужно было сделать выбор, поскольку высокий рост показывал образовательный проект. Трудно разрываться, и я решил в начале года какой-то из проектов продать. После раздумий выбрал Coffee Like.
— Глядя на вас, молодые люди начали проповедовать лозунг «Работаем до 35 — и на пенсию». В том смысле, что все деньги надо зарабатывать в молодом возрасте, а потом красиво жить где-нибудь на Карибах. Разделяете ли вы этот девиз и когда собираетесь на пенсию?
— Я на пенсию не собираюсь, хотя заработал хорошие деньги довольно рано. В целом уверен — чем раньше человек начнет зарабатывать, тем лучше, имею в виду бизнес. Я вообще считаю, что будущему предпринимателю не надо идти в университет и тратить пять лет жизни. Пока нет детей, жены, ипотеки, можно рисковать, спать на кухне, набивать шишки.
— В разных источниках по разному оценивают ваше состояние, кто-то называет долларовым миллионером, кто-то — рублевым миллиардером. Кто вы на самом деле?
— С точки зрения капитализации бизнеса я рублевый миллиардер.
— Помимо своего бизнеса куда-то вкладываете?
— Нет, только в свои проекты.
— Как вы относитесь к тому, что в Википедии три раза появлялась, а потом исчезала статья о вас?
— Думаю, пока недостаточно заслужил (улыбается).
— Опять же на просторах интернета масса противоречивой информации о вашей деятельности. Вплоть до того, что за вашей спиной стоят другие люди, а все ваши успехи — это миф. Какой из компроматов считаете самым смешным, а какой — самым кошмарным?
— Самый смешной — что меня не существует. Самого ужасного назвать не могу, спокойно к этому отношусь. Я однажды взял топ-10 людей, которых очень уважаю, забил в поисковике напротив каждого слово «компромат» и понял, что от гадостей не застрахован никто. Если пишут, значит, человек популярен.
— Есть у вас мечта? Может быть проект, которым хотелось бы заняться…
— Я свою мечту осуществляю прямо сейчас — создаю прекрасные места типа этого коворкинг-центра. Глобальная мечта пожалуй в том, чтобы не только конкретный бизнес-центр стал крутым местом, но и весь город, вся страна. В этом плане предприниматели — проактивная и довольно влиятельная часть аудитории. Хочется, чтобы у них в сознании формировалась идея — делать красоту не только в своей квартире, а еще и в подъезде, а потом и на улице. Есть отличные примеры таких отечественных бизнесменов — Третьяков, Галицкий (бывший владелец сети маркетов «Магнит». — Ред.).
— Есть ли у вас семья?
— Неофициально женат на свой сотруднице, завтра моей дочке исполнится месяц. Познакомились на работе, так что мы единомышленники.
Фото Юрия Шестака
Справка «Вслух.ру»
Аяз Шабутдинов родился в п. Куяда Пермского края в 1991 году. Первый серьезный бизнес начал в 2013 году с открытия хостела в Ижевске, затем появилась сеть, начал продавать франшизу. Привлек 10 млн рублей инвестиций, продав 80% своей доли. В 2016 году вернул долю. В ноябре 2013 года создал франшизу «Кофе с собой», по России было открыто около 260 точек. В начале 2015 запустил образовательный проект, бизнес-акселератор и центр предпринимательства в одном флаконе под названием Like Центр.
Еще по теме
Капсулы для сна, душ и йога: в Тюмени открылся необычный коворкинг