В лаборатории заражали перелетных птиц, а окольцевав, отправляли в Россию.
В специальной военной операции на Донбассе участвуют представители практически всех видов и родов вооруженных сил России. Артиллеристы, танкисты, летчики, инженеры, химики-дозиметристы и даже… микробиологи. Казалось бы, что им делать на поле боя, когда «говорят» пушки? Однако и им нашлось применение.
Будучи в служебной командировке в Донецке, после начала СВО Владислав Савченко подписал контракт и остался на Донбассе, где служит санинструктором в спецназе. О биолаборатории, которую обнаружили весной 2023 года в херсонском заповеднике, Владислав рассказал нашему корреспонденту.
Участвовал в разработке вакцин
Владислав родился в семье кадрового военного, но выбрал гражданскую специальность и после школы поступил на биофак Тюменского государственного университета. По настоянию родителей (папа участник боевых действий в Афганистане и Чечне, ветеран МВД, а мама — ветеран службы государственной безопасности) он взял академический отпуск и призвался в вооруженные силы России. Будущий биолог службу проходил в эскадроне почетного кавалерийского эскорта президента России. До армии он шесть лет увлекался спортом и преуспел в одном из видов восточных единоборств. Но когда спорт стал конкурировать с учебой, парню пришлось сделать выбор в пользу образования.
По окончанию биофака Владислава приняли на работу в новосибирский научно-технический центр «Вектор», где он с коллегами участвовал в разработке вакцин против острых инфекционных заболеваний. В частности, лихорадки Зи́ка, Западного Нила и COVID-19.
В конце 2021 года он вернулся в Тюмень и продолжил работать в лаборатории Института прикладной биологии, где увлекся микробиологией и изучал патогенные микроорганизмы, вызывающие у человека страшные заболевания — чуму, сибирскую язву и тиф. Однако в сентябре прошлого года его, как гражданского специалиста, направили в служебную командировку для взаимодействия с донецким государственным университетом. Там как раз начиналось расследование деятельности секретных американских биолабораторий, специализировавшихся на создании опасных болезнетворных вирусов.
По зову сердца
С началом специальной военной операции Владиславу предложили вернуться в Тюмень либо принять участие в освобождении Донбасса от укрофашистов. По зову сердца он остался, заключил контракт и с присвоением специального звания был назначен в отряд специального назначения в Херсонской области.
Отряд предназначался для поддержания общественного порядка на территории Херсонской области, борьбы с диверсионно-разведывательными группами, мародерами, корректировщиками, поиска схронов с оружием и боевого патрулирования. В зоне ответственности отряда оказалась территория биосферного заповедника Аска́ния-Но́ва, брошенная сбежавшими украинскими националистами и их пособниками из числа ученых Харьковского университета.
В ходе боевого патрулирования Владислав познакомился с бывшими сотрудниками заповедника, которые показали ему биолабораторию, где украинские микробиологи с подачи американцев ставили опыты над животными и птицами. После бегства укронацистов в лаборатории остались образцы разработанных биоматериалов. Они заражали перелетных птиц опасными для человека штаммами вирусных заболеваний, а окольцевав, отправляли в Россию.
Изъяв образцы биоматериалов из лаборатории, Владислав направил их в специализированную лабораторию Министерства обороны России, в которой и подтвердили их опасность. Как потом выяснится, сотрудники биосферного заповедника еще до начала спецоперации собирали штаммы вируса птичьего гриппа, способные преодолевать межвидовой барьер, в том числе штамм H5N8 с летальностью до 40%. В ходе спецоперации нашли документальное подтверждение и факты изучения путей миграции перелетных птиц, а также отбора и передачи за рубеж собранного биологического материала.
Новый контракт
В апреле этого года отряд, где служит Савченко переформировали. Одна его часть осталась в составе МВД, а другая — вошла в состав вновь сформированного добровольческого десантно-штурмового батальона. Съездив в отпуск, Владислав вернулся на Херсонщину и 19 июня на полгода подписал новый контракт. Сейчас он служит в должности санитарного инструктора десантно-штурмовой роты и недавно участвовал в бою у Антоновского моста, куда на лодках пыталась прорваться диверсионно-разведывательная группа врага.
Не секрет, что многие родители собирают детей на спецоперацию. Не стал исключением и Владислав. Стандартной униформы от Юдашкина на войне хватает недели на две. Отправляя сына на спецоперацию, опытный отец Владислава купил ему небольшой квадрокоптер с видеокамерой, а для бойцов его роты приобрел партию специальных перевязочных пакетов и сформировал аптечки. Среди обезболивающих нефапам, не уступающий морфиносодержащим препаратам и не вызывающий зависимость организма.
Фото: предоставлены Вячеславом Савченко