Майор запаса Андрей Лесков с 8-летным боевым опытом три месяца провел на переднем крае в Запорожской области.
Тюменец Андрей Лесков с апреля по июнь принимал участие в специальной военной операции в Запорожской области, в районе Гуляйполе. Ушел добровольцем. Все это время был на передовой в качестве заместителя командира подразделения, в состав которого входило более 400 добровольцев со всей страны. В беседе с корреспондентом «Вслух.ру» боевой офицер дал массу рекомендаций о том, как нашим мобилизованным сохранить здоровье и жизнь, стойкость и мужество под артиллерийским и минометным огнем противника. Все советы мы разложили по полочкам и передаем из первых уст.
Ранее Андрей уже рассказывал, что в первую очередь нужно бойцам на передовой, в этом материале речь пойдет о том, как выжить.
Про быт
Чтобы в индивидуальном окопе не было воды и грязи, советую накидать сухую траву. Она быстро впитывает влагу, и так земля быстрее просыхает.
Огонь разводить нельзя. Сразу засекут с помощью квадрокоптера и тепловизора, начнут обстреливать. Еду можно греть на газовой горелке, использовать сухое горючее под навесом.
От дождя в окопах спасают простые навесы и плащ-палатка. Она и сейчас незаменима! Ее можно натянуть над окопом.
Про обстрелы и как от них защититься
При первых звуках артиллерийских или минометных выстрелов сразу ложитесь на землю, в воронку, любое углубление либо на дно окопа. Но учтите, что выстрелы (выходы), так же как и прилеты бесшумных зарубежных мин, не слышны.
Советую рядом с основным окопом (траншеей) выкопать индивидуальный окоп глубиной по пояс. Во время массированных минометных или артобстрелов занимать позицию в нем. Дело в том, что при попадании мины, снаряда на дно основного окопа (траншеи) бойца может убить даже когда он находится на удалении. Был случаи, когда солдаты получали ранения, находясь где-то в 10 метрах от места разрыва. В индивидуальном же окопе боец защищен со всех сторон, только если боеприпас не прилетит прямо в него.
Многие думают, что можно отсидеться во время обстрела в блиндаже. Снаряд легко пробивает накат из бревен, засыпанных слоем земли в полметра. Даже если не убьет разрывом снаряда, солдаты в блиндаже рискуют быть похороненными заживо.
Бревна в три наката не уложить, деревьев не хватит. А все, что растет в лесополосе, необходимо для маскировки.
Страшно — терпи!
От разрывов снарядов земля ходит ходуном. Страшны не только взрывы, но и звук от летящих на позиции снарядов и мин. Много отказников было после первых обстрелов. Психика не выдерживает звука прилетов и вида погибших, разорванных на части боевых товарищей. Нужно терпеть как бы ни было тяжело. Тем, кто на грани паники, всегда говорил: «Пересиль себя!» Многим помогало. Дух нужно закалять. Вспоминаю девиз моих войск, где служил раньше: «Победишь себя, будешь непобедим!».
Важно еще заранее уяснить: вы будете стрелять по противнику, среди которого и наемники из других стран. Это все враг. Никаких других синонимов для вас быть не должно!
Российские солдаты защищают Родину, выполняют приказы. Мы воюем с нацизмом. Наше дело правое! Сейчас не до размышлений! Это важно.
Про оказание первой помощи
Пересиливать себя приходится и при оказании первой медицинской помощи раненому бойцу — санитара рядом может не оказаться. Необходимо справиться! Оказывать помощь товарищу, даже если у него оторвана рука или нога. Раненого — на плащ-палатку и выносить. Полноценную помощь окажут врачи. Бойца с открытой раной живота мы вытащили, и он выжил. Ему осколок порвал живот, залетев под бронежилет.
С передовой раненых приходится тащить на себе от полукилометра и более. Только потом появляется возможность грузить раненых на технику. Но даже на удалении от линии фронта машину или «броню» могут подбить. Однажды у нас был прилет в «Газель», в которую только что загрузили раненых и убитых. Парни погибли второй раз.
По поводу карабинов на бронежилете для транспортировки раненых. Мы пробовали раз так эвакуировать раненого бойца. Карабин сорвало с разгрузки. Крепление оказалось ненадежным. Такую возможность можно использовать далеко не во всех случаях.
Еще один важный момент: аптечка в виде подсумка будет мешать бойцу на передовой. Если крепить ее на груди, то во время обстрела к земле вплотную уже не прижаться. И ползти неудобно. Сбоку подсумок тоже будет мешать. Выход один — перекладываете кровоостанавливающий жгут в один карман на рукаве куртки или бушлата, в другой карман на рукаве — индивидуальный перевязочный пакет (ИПП), а подсумок выбрасываете. Иначе он вам будет только мешать!
С обезболивающими проблем нет. Промедол выдают всем. Экономить там его не надо. Даже если ранили в руку или ногу — коли, чтобы не было болевого шока! Достал тюбик, прокрутил по часовой стрелке и делаешь укол себе или товарищу. Колоть через одежду, иголка толстая — проколет.
Про вещмешок и патроны
Самый простой армейский вещмешок — это очень полезная вещь! В него я складывал патроны россыпью и с десяток гранат (в пачках во время боя они лежать не должны, некогда будет их распаковывать). Еще пару гранат в подсумке на поясе или разгрузке, чтобы всегда были под рукой. Четыре или восемь снаряженных магазинов в разгрузке на груди. Расстрелял все патроны, нашел воронку или окоп, достал патроны из вещмешка, снарядил магазины, приготовил гранаты — можно дальше вести огонь по противнику.
Два рожка вместе я не скрепляю. Лучше так не делать: во-первых, автомат становится тяжелее, во-вторых, в разгрузку сдвоенные магазины уже не влезут, придется их выбрасывать.
Огонь из автомата
Советую всем бойцам ставить автомат на режим одиночного огня. Если стрелять очередям, патронов может не хватить — быстро опустошите магазины. Стрелять короткими очередями в стрессовой ситуации не получится, к тому же второй и третий патроны, как правило, летят мимо цели. В режиме одиночного огня вы будете также точны и быстры.
Про гранаты
Все знают про два вида гранат: оборонительная Ф-1, ее еще называют «лимонкой», и наступательная — РГД. Отличаются радиусом поражения: у РГД — 20-25 метров, у Ф-1 — до 200 метров. Рекомендую всем бойцам и при обороне, и при наступлении, и при минировании своих позиций использовать только гранаты РГД.
За все 8 лет боевых лет я всегда отказывался от гранат Ф-1, брал только РГД. Был случай из жизни, когда один наш боец бросил гранату Ф-1, и осколок от нее убил нашего же бойца.
Еще один аргумент: не редки случаи, когда наши бойцы подрываются на своих же растяжках. При использовании Ф-1 раненых и погибших будет гораздо больше. Так что если есть выбор, используем только РГД.
Советую при подготовке к штурму населенного пункта один усик отжать у всех гранат на поясе и в вещмешке. Выдернуть кольцо с двумя зажатыми усиками не получится. Запомните это!
Про бронежилет
Что касается бронежилета — сфотографировался и снял. Я бронежилетом в бою не пользуюсь. Он тяжелый. Нужно не только быстро бегать, но и быстро ложиться, маневрировать, уходить из-под огня противника. К тому же не стоит забывать, что у вас еще автомат, к нему до 8-ми снаряженных магазинов и еще гранты.
Кроме того, в бронежилете, если на нем еще что-то крепишь, невозможно прижаться к земле во время артобстрела. Нужно понимать и то, что бронежилет не защищает от осколков и пуль с боков. Порой не выдерживает бронежилет и выстрела из автомата Калашникова. Патрон «ПП» (повышенной пробиваемости) калибра 5,45 пробил керамический бронежилет. Сам стрелял в него с расстояния 50 метров ради эксперимента. В то же время я всем говорю: надевать бронежилет или нет — каждый решает сам.
Ехать лучше на броне
На броне безопаснее, чем внутри БТРа или БМП. Для врага бронетехника — это цель номер один. Внутри больше шансов погибнуть и при наезде техники на противотанковую мину. Я всегда предпочитаю садиться на броню.
Не брать еду у местных!
Многие это уже уяснили. Я только добавлю, что трагический случай с отравлением пирожками произошел в соседнем от нас подразделении. Бабуля угостила солдат — шесть бойцов умерли. Это реальная история.
Про коптеры
Услышал жужжание над головой, значит, в воздухе легкий коптер, с помощью которого противник наводит и корректирует огонь либо ведет разведку местности. Есть еще тяжелые коптеры. С них на окопы, траншеи сбрасывают гранаты и мины. От тяжелого коптера звук такой, как будто где-то в поле работает трактор. Услышал звук «трактора в небе», прячься.
Еще один важный момент: артиллерийский или минометный обстрел начинается, когда противник видит сразу как минимум двоих солдат. Если собрались вместе трое и их заметили с воздуха, обязательно будет обстрел.
Про сотовые телефоны
На переднем крае не должно быть никаких сотовых телефонов. Их быстро вычисляет противник и тут же начинает обстрел. Запрет должен быть строжайшим, также строго следует наказывать тех, кто его игнорирует.
Если нет тепловизора — навострить уши
Если на каком-то участке передовых позиций нет тепловизора или прибора ночного видения, придется действовать по старинке. Ночью максимально напрягать слух и прислушиваться к малейшему шороху. Со временем будешь слышать и видеть ночью, как сова.
Тепловизор намного эффективнее и лучше прибора ночного видения, но и стоит в разы дороже.
Конечно же, не стоит забывать про мины и растяжки на подступах к своим позициям. На них, правда, нередко подрываются и дикие животные — зайцы, косули, кабаны…
Не есть перед штурмом
Перед штурмом лучше не есть из-за опасности пулевых и осколочных ранений в живот. Как правило, все штурмы начинаются перед рассветом, поэтому своим бойцам всегда говорил: «Накануне в обед небольшой перекус, вечером — никакой еды, пьем только чай или воду». Вспоминается правильная военная поговорка — голодный солдат в бою не обделается.
В бою нужна смекалка
Во время штурма, броска гранаты советую кричать: «Граната!». Это слышат не только наши бойцы, но и противник, который также займет укрытие и на время прекратит огонь, что в дальнейшем вам даст вам шанс первым поразить его из автомата. Проверено и использовалось мной неоднократно.
Ангел-хранитель
Существует поверье, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастных случаев, от пуль и снарядов. Для Андрея Лескова ангел-хранитель — его отец. Его уже нет в живых, но он продолжает помогать своему сыну, который уже не раз рисковал жизнью.
«Там, на передовой, был случай, когда мина вонзилась в землю где-то в метре от меня, может быть, даже ближе, но не взорвалась. После этого прошел слух будто я заговоренный. Конечно же, я так не думаю. Просто в очередной раз повезло и в очередной раз поблагодарил отца за спасение».
Ранее Андрей Лесков рассказал о том, что в первую очередь нужно нашим мобилизованным на передовой.
Фото: из архива Андрея Лескова