Только 10% от общего числа претензий касаются недостатков в деятельности кредитных организаций.
Подавляющее большинство жалоб тюменцев на банки связано с кредитами. Только 10% от общего числа претензий касаются недостатков в деятельности кредитных организаций, подсчитали в Главном управлении Банка России по Тюменской области.
Всего за 2011 год специалисты ГУ ЦБ рассмотрели 143 письменных обращения жителей региона (с учетом ХМАО-Югры и ЯНАО) на работающие в области банки. Для сравнения: в 2010-м таких жалоб было 87. Увеличение их количества в Банке России связывают с устойчивым ростом сбережений населения и объемов потребкредитования. Напомним, за минувший год вклады увеличились более чем на 18% и составили 343,7 млрд рублей. Задолженность физлиц — на 38%, до 223,7 млрд рублей.
Только в 14 случаях в деятельности банков были установлены недостатки (как правило, технического характера) либо признаки нарушения банковского законодательства. Подавляющая же часть претензий вызвана несогласием заявителей с начислением повышенных процентов, штрафов и пеней, комиссий по кредиту. Также клиенты часто жаловались, что на стадии консультирования или же при оформлении кредита сотрудник банка ввел их в заблуждение. Все это говорит о том, что граждане иногда не читают договор, часто неправильно его понимают, потому что он для них сложен, то есть о невысоком уровне финансовой грамотности, считают в Главном управлении Банка России по Тюменской области.
Претензии, имеющие гражданско-правовой характер, не могут быть рассмотрены и удовлетворены во внесудебном порядке, констатируют в главке: в соответствии со ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков и решать спорные правоотношения, вытекающие из конкретных договоров.
«Отношения банка с клиентами по вопросам кредитования регулируются нормами гражданского законодательства, соответствующими договорами, заключаемыми на добровольной основе», — разъясняют в ГУ ЦБ и советуют с заявлениями, например, на неправомерно, по мнению клиентов, начисляемые комиссии обращаться в суд.
Жалобы же на нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России региональными банками следует направлять на почту remgu@tyumen.cbr.ru, инорегиональными — в территориальные учреждения ЦБ, осуществляющие надзор за деятельностью головной организации
того или иного банка (эти сведения размещены на сайтах кредитных организаций).