Текущая воинственная риторика, направленная на банкротство «Трансаэро», позитивна для инвесторов Аэрофлота.
В сентябре правительство решило спасти оказавшуюся в предбанкротном состоянии авиакомпанию «Трансаэро» путем передачи контроля над ней Аэрофлоту. Совет директоров Аэрофлота 3 сентября принял решение о покупке 75% плюс одной акции «Трансаэро» за 1 руб. Но в прошлый четверг на совещании у Дмитрия Медведева было решено «Трансаэро» банкротить, Аэрофлот покупать акции отказался. Однако на следующий день министр транспорта Максим Соколов заявил, что «банкротство — лишь один из вариантов».
Что случилось?
До 2014 года, пока страну не настиг кризис, компания активно наращивала свой парк и для поддержания доли на рынке вынуждена была снижать цены на билеты. После падения рубля затраты на лизинг самолетов сильно выросли и «Трансаэро» стало тяжело обслуживать свою задолженность перед банками. Осенью 2014 года руководители компании попросили у Минтранса предоставить государственные гарантии по кредитам. Госгарантии были выделены в размере 9 млрд рублей. Весной 2015 года «Трансаэро» потребовалось еще 22 млрд рублей госгарантий, чтобы решить свои финансовые проблемы. Но решение по государственным гарантиям так и не было принято. С 1 октября «Трансаэро», задолжавшая кредиторам 250 млрд рублей, прекратила продажу билетов, а позже начала отменять рейсы. Пассажиров до 15 декабря будет перевозить Аэрофлот. Тем, кто купил билеты с вылетом после этой даты, вернут деньги.
Частные банки против банкротства
Частные банки — кредиторы авиакомпании «Трансаэро» — готовы рассмотреть возможность реструктуризации долгов авиаперевозчика взамен его банкротства. Накануне этот вопрос обсудили на встрече кредиторов «Трансаэро» в Ассоциации российских банков (АРБ). Банк «Международный финансовый клуб» (МФК) на прошлой неделе предложил передать 75% плюс одну акцию «Трансаэро» в управление кредиторам и списать 20% долга, что позволит сохранить компанию. На встрече в АРБ частные банки высказали недовольство тем, что ранее их к обсуждению судьбы авиакомпании не привлекали. Банк «ВТБ» подтвердил свое участие в мероприятии АРБ, но подчеркнул, что «говорить о каких-либо договоренностях пока преждевременно». АРБ попросила банкиров подготовить предложения по возможной реструктуризации долга «Трансаэро» и составить общее обращение кредиторов в ЦБ и правительство. Банк России уже изучает вопрос о предоставлении банкам возможности составлять индивидуальные графики начисления резервов под кредиты, выданные «Трансаэро».
Хорошо «летим»
С начала сентября акции «Трансаэро» снизились в цене со 131,5 рубля до исторического минимума 5 октября в 5 рублей за штуку, потеряв более 96%. На фоне появившейся информации о возможной реструктуризации задолженности авиакомпании частными банками 6 октября акции «Трансаэро» «прибавили» 62,5%.
Аэрофлот в выигрыше
Текущая воинственная риторика, направленная на банкротство «Трансаэро», позитивна для инвесторов Аэрофлота, которые скептически восприняли возможную сделку. Данную новость можно рассматривать с позитивной стороны для Аэрофлота, и на этом фоне можно ожидать роста котировок акций компании, поскольку банкротство фактически означает, что Аэрофлоту не придется принимать на себя 250-миллиардный долг «Трансаэро». При этом он в любом случае является бенефициаром банкротства, получит траффик «Трансаэро», сможет получить доступ к активам компании, включая кадры, поэтому чем меньше затрат компания понесет в процессе, тем выгоднее в итоге для нее будет уход второго по величине игрока с рынка.
Вера Беседина, инвестиционный департамент компании «Унисон Капитал».
_В публикации представлено частное мнение автора. Автор и редакция не несут ответственности за любой прямой, косвенный или иной ущерб, наступивший в результате использования данной публикации, и не будут претендовать на участие в прибыли. Следуйте или не следуйте этим рекомендациям на свой страх и риск._