Тем, кто привык обогащаться благодаря доступу к расходной части бюджета, теперь грозит тюрьма. С 1 января 2005 года за нецелевое расходование бюджетных средств будет введена уголовная ответственность. Если раньше это было должностным преступлением, то теперь оно переходит в разряд уголовных. Об этом, как пишет «Независимая газета», заявил накануне руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) Сергей Павленко. Этот орган специально выделен из структуры Минфина для контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и для валютного контроля. А в общем и целом ее (ФСФБН) функции остаются прежними, как и предыдущие 80 лет — контроль за правильностью расходования средств федерального бюджета, пояснил Сергей Павленко.
Правда, пока карательная сила новой организации невелика. «По закону мы должны в федеральное казначейство представлять предписания по выявленным фактам злоупотребления и нарушения в расходовании бюджетных средств. С этими нашими предписаниями казначейство может соглашаться или нет», — пояснил Сергей Павленко. Предполагается, что в будущем предписания службы Павленко будут обязательными к исполнению. И законодательно для этого сделано все возможное: внесены поправки в Гражданский и Уголовный кодексы и ряд других законополагающих документов.
Так, санкции к должностным лицам, причастным к незаконным операциям по расходованию бюджетных средств, теперь будут содержать не только ощутимые штрафы, но и лишение свободы до 3 лет. Другое дело, что подобную вину придется еще серьезно доказывать. А когда цепочка злоупотреблений оказывается слишком длинной, чиновники-нарушители оказываются достаточно защищенными от санкций.
Как считает главный прокурор Тюменской области Эрнест Валеев, поправки в Гражданский и Уголовный кодексы, безусловно, направлены на усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Но с обвинениями в адрес чиновников, по его мнению, спешить не стоит. Нецелевое использование средств бюджета, которое наблюдалось в последнее десятилетие, часто было неизбежным. Когда составляется дефицитный бюджет, то какие-то сферы остаются, что называется, непокрытыми или урезанными. «Как поступить чиновнику, когда ему выделяют, образно говоря, пять рублей на дело, которое требует десяти? — задается вопросом Эрнест Валеев. — В тех же случаях, когда доходные и расходные части бюджета уравновешены, нарушения, действительно, должны караться более строго».
Но говорить о том, что кто-то из «оплошавших» чиновников в скором времени окажется на скамье подсудимых, пока слишком рано. По словам главного прокурора области, в Уголовном кодексе есть статьи, которые предусматривают возможность освобождения должностного лица от уголовной ответственности, даже если он совершил действия, содержащие признаки преступления. В данном случае — если, к примеру, будет доказана крайняя необходимость тех средств. «Да и вообще, не стоит рассматривать эти поправки, как что-то совершенно новое. В течение всего последнего года за нецелевое расходование бюджетных средств чиновники активно привлекались к административной ответственности. Речь идет лишь об ужесточении мер», — заключил Эрнест Валеев.