После "Аэрофлота" и компании "Сибирь" о масштабных планах обновления парка пассажирских самолетов объявила авиакомпания "ЮТэйр". В ближайшие семь лет компания собирается заменить более чем 50 самолетов отечественного производства, потратив на это не менее $750 млн. Авиакомпании вынуждены идти на существенные затраты по обновлению парка судов из-за возросшей ...
После «Аэрофлота» и компании «Сибирь» о масштабных планах обновления парка пассажирских самолетов объявила авиакомпания «ЮТэйр». В ближайшие семь лет компания собирается заменить более чем 50 самолетов отечественного производства, потратив на это не менее $ 750 млн. Авиакомпании вынуждены идти на существенные затраты по обновлению парка судов из-за возросшей конкуренции на рынке внутрироссийских пассажирских авиаперевозок, пишет «Коммерсантъ».
Глава «ЮТэйра» Андрей Мартиросов сообщил, что компания в августе объявит тендер на приобретение 30 новых региональных самолетов вместимостью 35−75 мест и дальностью полета до 2 тыс. км, которые призваны заменить такое же количество Ту-134. По его словам, объем средств, которые компания готова потратить на новые приобретения, — $ 750 млн. Предложение будет направлено всем мировым производителям региональных самолетов, в числе которых Embraer (Бразилия), Bombardier (Канада), АНТК имени Антонова (украинский производитель Ан-148). Андрей Мартиросов не исключил, что победителем может стать и российское ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), которое разрабатывает перспективный самолет Sukhoy SuperJet-100. «Мы им также направим предложение участвовать, и если их условия окажутся лучшими, то мы купим эти самолеты», — пояснил гендиректор «ЮТэйра».
По словам господина Мартиросова, в 2007—2009 годах компания предполагает также приобрести 15 самолетов ATR-42 европейского производства для замены существующих Як-40 и Ан-24. Кроме того, авиакомпания намерена обновить и магистральный парк: в течение 2007−2008 годов «ЮТэйр» планирует взять в операционный лизинг 10 самолетов Boeing 737, а в течение ближайших пяти лет заменить все 20 отечественных Ту-154 на иностранные машины. В итоге все Ту-134 будут выведены из парка авиакомпании, а Ту-154 могут быть переделаны в грузовые.
Авиакомпания «ЮТэйр» входит в четверку ведущих авиаперевозчиков по числу перевезенных пассажиров — 2,42 млн человек в 2006 году — и планирует увеличить этот показатель в 2007-м на 44%. В настоящее время в парке 2 самолета Gulfstream, 22 Ту-154, 34 Ту-134, 10 Як-40, 16 Ан-24 и 7 ATR-42. Компания также является одним из крупнейших мировых операторов вертолетной техники.
По мнению отраслевых экспертов, обновление парка «ЮТэйра» вызвано в первую очередь действиями конкурентов, которые даже на внутренних перевозках стали использовать экономичную технику иностранного производства. «Раньше, когда по России летали в основном отечественные самолеты, „ЮТэйр“ чувствовал себя вполне комфортно в конкурентной среде, — говорит глава аналитической службы агентства „Авиапорт“ Олег Пантелеев. — А сегодня, учитывая постоянный рост издержек на техобслуживание и ремонт старых отечественных самолетов, „ЮТэйр“ уже не сможет сохранять хорошие результаты».
Олег Пантелеев отмечает, что авиакомпании «Сибирь», «Трансаэро», «КД-авиа» и даже lowcost-перевозчик SkyExpress летают исключительно на самолетах Boeing и Airbus. «Для того чтобы удержаться в пятерке лидеров рынка, „ЮТэйру“ необходима полная модернизация парка», — соглашается глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его словам, столь быстрорастущая компания сможет легко найти финансирование под эти покупки. «Сложность лишь в том, что сейчас на рынке очень мало техники», — отмечает Борис Рыбак.
Между тем шансы на то, что поддерживаемый государством ГСС победит в тендере «ЮТэйра», по мнению экспертов, минимальны. Олег Пантелеев полагает, что «ЮТэйр» не сможет получить самолеты SuperJet в требуемые сроки, поскольку в числе стартовых заказчиков его уже опередили другие авиакомпании, в том числе «Аэрофлот». Кроме того, испытания российского SuperJet-100 еще даже не начались. «Его эксплуатационные качества и система технической поддержки неизвестны авиаперевозчикам, поэтому говорить о его конкуренции с иностранными самолетами пока совсем не приходится», — заключает Борис Рыбак.