Завершен первый этап работы над Генпланом города Тюмени, его концепция написана и проходит согласование. Так кто же будет нести ответственность за дальнейшее развитие градостроительной политики в Тюмени? Как действует механизм распределения земельных участков под застройку; и чья земля в городе Тюмени? Со всеми этими вопросами корреспондент «Вслух.Ру» отправилась к главному архитектору города Валерию Кулачковскому.
По его мнению, назрела необходимость инвентаризации и определения статуса земельных участков, разграничения их между предполагаемыми собственниками: федеральными, муниципальными и частными.
Такое разделение будет правильным, потому что каждый собственник должен знать, чем он обладает, ориентироваться в границах, размерах, возможностях градостроительных изменений. Земля должна приносить доходы в бюджет, а значит, она должна находиться или в аренде или в собственности.
В данный момент из городской цепочки исчез архстройнадзор: поскольку его функции были определены как государственные, поэтому сегодня их выполняет областная инспекция архстройнадзора, в структуре которой работает отдел по контролю над застройкой города. Согласно областному закону о передаче функции распределения городских земель, муниципалитет освобожден и от обязанности распределять земли и осуществлять контроль за их использованием — сейчас эти вопросы в ведении областной комиссии при комитете по управлению государственным имуществом.
Работа в соответствии с требованиями нового земельного кодекса предполагает наличие полной строительной документации на территории всех городов — нужны генеральный план города, проекты детальных планировок, проекты застроек. Многие муниципальные образования не готовы к такому процессу, в Тюмени же он уже начат.
Облегчает работу то, что понятие градостроительных зон в градостроительном кодексе и земельном кодексе полностью совпадают, нет разночтений — такое отсутствие противоречий в новых законах бывает достаточно редко.
Распределение земельных участков под застройку в городе осуществляется по давно отработанной схеме, которая будет действовать и в дальнейшем: базовый городской архив, созданный еще в 1945 году, имеет полные геодезические и градостроительные данные по всем участкам городской территории, поэтому город имеет приоритет в распределении земельных участков на своей территории.
Для получения участка заявитель обращается к главе города, глава города направляет заявку в комитет по архитектуре и градостроительству, а также в земельный комитет. Заключение с точки зрения градостроительных требований попадает в земельно-градостроительную комиссию и там уже рассматривается акт выбора земельного участка. В комиссии — 28 человек, включая все службы, которые обязаны дать заключения: ГО и ЧС, пожарная охрана, экологическая, СЭС, коммунально-инженерные службы, инспекция по охране памятников.
В процессе работы комиссии выносится решение о возможности строительства. Возглавляет комиссию заместитель главы города Игорь Пустовит.
Затем протокол поступает на городской совет по земельным ресурсам, который возглавляет первый заместитель главы города Николай Романов. Далее исходные материалы и решение на уровне города рассматриваются на областной комиссии по предоставлению земельных участков, которую возглавляет Евгений Кулешов.
Валерий Кулачковский считает, что эту цепочку можно укоротить — после разграничения земель право предоставления земельных участков на муниципальных территориях должно вернуться к городу.