Открываем все секреты формирования цен на авиабилеты, а заодно даем пару бесплатных советов.
Вы никогда не задумывались, почему цена билета на самолет может меняться по несколько раз на дню? Меня этот вопрос мучил до тех пор, пока на глаза не попалась статья, в которой эксперты «Авиасейлс» подробно все рассказали. Как выяснилось, вопрос формирования цены не так прост, как кажется первоначально.
Из чего складывается стоимость билета
Цена авиабилета состоит из трёх основных элементов: тарифа, такс и сборов, а также скидок от агентов. Про тариф все более-менее понятно, но вот что такое эти таксы и сборы — загадка для обывателя. Между тем многие сталкивались с ситуацией, когда билеты у агентов стоят дешевле, чем на сайте авиакомпании. Почему так?
Тариф
Тариф — это базовая сумма, которую авиакомпания устанавливает за свои услуги. Он зависит от множества факторов, включая класс обслуживания (эконом, бизнес, первый), протяжённость маршрута, цену на топливо, сезон и спрос на билеты. Тариф также может варьироваться в зависимости от того, продаётся ли билет в одну сторону или туда-обратно, а еще от возможности возврата.
Цена на авиабилеты колеблется — играет роль баланс спроса и предложения. В авиакомпаниях существуют целые отделы, которые на протяжении всего рабочего дня сидят и напряженно анализируют, почему у них, допустим, четверг — самый провальный день? И вот тогда они решают снизить цену на билет на условные три тысячи — чтобы не возить пустые кресла.
Бывает и наоборот. Предположим, в городе Н проходит мегакрутое событие — футбольный матч или концерт известной группы. Билеты почти раскуплены задолго до этого, осталось пять кресел. Тогда авиакомпания решает подзаработать на спросе и выбрасывает билеты по завышенной цене.
Суть таких решений состоит в максимальном извлечении прибыли, поскольку авиакомпания — не благотворительный фонд и вправе регулировать свои издержки и прибыль самостоятельно. Основная задача — продать как можно больше мест по высокой цене, избегая ситуации с пустыми креслами.
Отдельной строкой идет багаж. Чаще всего за чемодан надо доплачивать, причем весьма ощутимую сумму. Самый простой, но он же и самый «неповоротливый», — тариф эконом. Это когда летишь с одной сумкой в руках размеров 20×30×40 см (у «Аэрофлота» допустимы большие габариты, у остальных — так). При этом, если в прежние времена вы могли везти с собой сундук со всем своим скарбом, то теперь к багажу — самое пристальное внимание. Если ваш рюкзак покажется сотруднику авиакомпании подозрительным, вас попросят поместить его в калибратор, а если не войдет — доплатить. Причем в аэропорту это очень дорого, уж лучше бы вы взяли билет классом повыше — с багажом.
Еще одно неудобство самого простого тарифа — невозможность сдать билет. В случае изменения планов плачьте — ваши деньги потеряны безвозвратно. Вернуть их можно только в экстренных случаях — если вы заболели/умерли/попали под овербукинг/не состоялся рейс.
Правила возврата билетов в каждой компании свои, и там существует немало нюансов, поэтому лучше изучить их заранее. Общее правило только одно: чаще всего поменять билет бывает выгоднее, чем сдать его.
Таксы и сборы
Таксы представляют собой дополнительные расходы, связанные с перевозкой, такие как аэронавигация, обслуживание самолётов и трансфер багажа. Недавно кто-то рассказывал, что некая авиакомпания предпочитает электронную регистрацию, потому что за стойки в аэропорту платить дорого. Пассажир, который принципиально хочет пройти «живую» регистрацию, должен будет доплатить. Если честно, мне в это не верится, но чего только не бывает…
Кто устанавливает цены на билеты
Основную роль в формировании цен играет авиакомпания, которая регулирует тарифы. Однако таксы могут зависеть от курса валют и цен на услуги в аэропортах. В случае покупки билетов через авиационных агентов цена может быть ниже благодаря дополнительным источникам дохода, например, комиссионным от авиакомпаний.
Почему цена билетов отличается
Агенты могут заранее закупать блоки мест у авиакомпаний по более низкой цене и затем продавать их в розницу. Это типично для чартерных перевозок, где цена может существенно отличаться от стандартной.
Здесь следует отметить, что на сайтах агентов часто указывают — осталось два места. Это лукавство, к которому прибегают в надежде, что сработает принцип «надо брать».
Чувствительность к цене
Как показывает практика, покупатели менее чувствительны к цене за пару дней до вылета, что дает авиакомпаниям возможность устанавливать более высокие тарифы. Однако важно сохранить баланс: не все билеты могут быть проданы в последний момент, ведь многие пассажиры предпочитают планировать свои поездки заранее.
И все же есть возможность найти доступные билеты за несколько дней до вылета. Многие сайты предлагают подписку на цены. Чтобы отслеживать изменения цен, добавьте интересующий вас билет в «избранное» — вы получите уведомление, когда он подешевеет.
Вместо эпилога
У меня есть знакомый, который много работает и панически боится выгорания, поэтому летает из Тюмени в Сочи, как мы с вами ездим на дачу. Способ уже понятен — отслеживает цены на билеты, и когда наступает оптимальный момент, покупает. Вне сезона места в гостиницах есть всегда, так что и здесь проблем не возникает. Сложнее провернуть это дело летом, когда все устремляются к морю, но и тогда он не теряет оптимизма, а покупает билеты с вылетом из соседнего Кольцово (Екатеринбург). Тогда они обходятся ему кратно дешевле, чем из Рощино.
Одним словом, если вы достаточно авантюрны и умеете собраться за полчаса, то даже несмотря на всеобъемлющий подъем цен все пути-дороги вам открыты.
Фото: Вслух.ру