Dipol FM | 105,6 fm

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

В Тюмени состоялся круглый стол по франчайзингу.

_При общем высоком уровне развития в Тюменской области такого направления ведения бизнеса, как франчайзинг, остаются сферы, в которых предложений не так уж и много. Услуги населению и туризм — как раз тот «провал», который можно видеть в структуре франшиз. С чем это связано, попытались разобраться 3 декабря в Тюмени в рамках круглого стола представители уральского отделения Российской ассоциации франчайзинга, бизнесмены и представители власти._

Товары есть, услуги будут

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

«Продукт, рожденный в условиях муниципального образования, способен точно так же прижиться в другом небольшом муниципальном образовании. Именно поэтому мы собрали отраслевиков, чтобы понять, что они могут создать, — пояснил начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев. — Мы видим большой пробел с точки зрения предоставления услуг населению и большую возможность для предпринимателей развиться в этом направлении. Почему нам нужно смотреть в сторону франчайзинга? Потому что когда к нам приходит филиал какой-то компании, центр прибыли остается в их родном городе. А когда мы работаем по франчайзингу, франчайзи инвестирует в свой регион, город, село, деревню».

Однако руководитель управления подчеркнул, что франчайзинг — далеко не панацея. Нарушив принципиальные законы ведения бизнеса, промахнувшись с выбором места, франчайзи рискует, что его дело не получит развития. «Бывает и наоборот — франчайзер закрывается, а сеть франшиз продолжает работать. Так случилось, к примеру, с сетью „Мосмарт“. В России ее больше нет, а в Тюменской области она здравствует», — добавил Пантелеев.

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

Приветствуя участников круглого стола, директор департамента экономики и стратегического развития Тюмени Татьяна Сероус пояснила, что данная встреча — первая из планируемого цикла. «Мы будем говорить о региональном франчайзинге, в этом смысле Тюменская область — одна из передовиков на карте Российской Федерации. У нас есть сильные региональные франшизы, известные на федеральном уровне. Есть опыт активного продвижения наших франшиз на Север, — заметила она. — На такие встречи мы будем приглашать как отраслевые органы, администрацию города, так и общественные организации. Они должны владеть информацией и оказывать содействие таким проектам».

Преимущество региональных франшиз перед федеральными в их опыте

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

Общую ситуацию на рынке франчайзинга в России постарался представить руководитель представительства Российской ассоциации франчайзинга в УФО Андрей Разуваев. «Экономика России меняется. Традиционная бизнес-модель, когда предприниматель вынашивает свою бизнес-идею и реализует ее, по факту стагнирует. А вот франчайзинг растет, в 2013 году он вырос на 25-30%, в этом — на 12%, — сообщил Разуваев. — Мы отмечаем неподдельный интерес к франчайзингу именно в социальной сфере, особенно в большой Тюменской области. Федеральные бренды социальных предприятий не всегда готовы зайти в город с численностью населения 50 тыс. человек. Логистика невыгодна, неудобна, функцию контроля осуществлять тяжело. Поэтому сейчас у нас на стадии осмысления и тиражирования находится множество проектов, которые правительство Тюменской области намерено поддерживать».

Андрей Разуваев также подчеркнул, что именно правительственная поддержка может стать решающим подспорьем на пути развития регионального социально направленного франчайзинга. Он даже предложил вернуть ранее существовавшую меру поддержки в виде компенсации затрат на регистрацию торгового знака для франчайзи.

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

Если пересмотреть весь официальный каталог франшиз от РАФ, окажется, что достойных предложений, относящихся к сфере соцуслуг, всего три. Все остальное — воздух, намекнула консультант представительства Российской ассоциации франчайзинга в УФО Наталья Ильясова. «Складывается ощущение, что в этой сфере много дутых и пустых франшиз, — отметила она. — Проектов, которые можно было бы порекомендовать, — единицы».

Для участников круглого стола Ильясова привела в пример проекты «Доброта Ру», сеть ветеринарных клиник «Свой доктор» и «Крошка Ру». При этом с ветеринарией она посоветовала пока не связываться. «Осторожно стоит относиться к „Своему доктору“. Проект, безусловно, интересный, потому что предложений в этой сфере не так много. Но цена входа велика, как и инвестиции. Получение лицензии тоже потребует большого количества согласований. Поэтому мы просим быть осторожными в отношении ветеринарных услуг. Подождите и проанализируйте ситуацию», — порекомендовала Наталья Ильясова.

Особенности медицинской франшизы

Особое внимание организаторы круглого стола уделили медицинскому направлению франчайзинга. Эта сфера оказания услуг населению развита крайне слабо. О причинах явления рассказал директор АНО «Тюменский институт мануальной медицины» Игорь Аптекарь.

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

«Часто задается вопрос, почему в медицинской сфере очень мало франшиз и они связаны, как правило, с лабораторными исследованиями. Я могу ошибаться, но с моей точки зрения основной держатель франшиз в медицине — это государство. Потому что слишком велико количество законов, приказов и актов, регламентирующих начало медицинской деятельности и вход в нее. Нельзя изобрести что-то и сказать: „Вот, пользуйтесь“. Бизнесмену все-равно придется пройти весь путь: приведение в соответствие помещения, лицензирование, подготовка специалистов».

Единственная возможность медицинской франшизы — обучение специалистов. В качестве примера Аптекарь привел свое предприятие. «В 2012 году в Тюмени было зарегистрировано НОУ ДПО „Тюменский институт остеопатической медицины“. Была получена образовательная лицензия, потому что продавать технологию работы врача-остеопата и мануального терапевта без образовательной лицензии нельзя. В этом году была набрана первая группа на четырехлетнее обучение, — рассказал он. — Отчасти наша деятельность может быть отнесена к технологической франшизе. Но мы ее так не называем, мы просто оказываем образовательные услуги, поскольку в регионе есть такая потребность».

Причем даже после обучения доктор не может на следующий день арендовать помещение и начать прием. Он все равно должен пройти лицензирование, предварительно зарегистрировав центр. «Когда я задумался, почему медицинские клиники не множатся в России, понял: высока вероятность имиджевых издержек, когда сложность контроля работы тех, кто купил франшизу, приводит к тому, что торговая марка теряет больше, чем приобретает от продажи», — считает Игорь Аптекарь.

Еще один момент стоит учитывать, по мнению предпринимателя, когда речь идет о франшизах в здравоохранении. Все, что придумывается в здравоохранении и может быть полезно для здоровья, как правило, множится без денег. «Если кардиохирурги придумают операцию, после которой повышается выживаемость детей до года, они не будут переводить ее во франшизу и продавать. Они раздадут ее всем, до кого смогут дотянуться, — пояснил он. — К примеру, в течение двух лет мы внедряли систему менеджмента качества у себя на предприятии. На выходе родилась технология документооборота для медицинских центров, занимающихся мануальной медициной. Ей реально удобно пользоваться и можно было бы ее продать. Но это же удобно и это мои коллеги, друзья. Поэтому все они получили ее просто так».

Продали и забыли

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

Сами франчайзи порой сталкиваются с серьезными проблемами, когда речь заходит о развитии бренда на территории региона. Дело в том, что договоренности редко включают обязательства со стороны федералов рекламировать своих партнеров, а бюджет на рекламу и продвижение — серьезная статья затрат. Такую проблему, в частности, отметил директор детского развивающего центра «Крошка Ру» Сергей Лупоносов. «Крошка Ру» — это крупная сеть в сфере дополнительных образовательных услуг для дошкольников. Среди плюсов франшизы — качественные образовательные программы, ежегодное обучение для преподавателей. Но есть и минусы, такие как развитие бренда. Компания сейчас нацелена на продажу максимального количества франшиз, а не на поддержание уже имеющихся франчайзи".

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

Слишком большой и неповоротливой постепенно становится и франшиза, которую приобрела три года назад директор ООО «Тонус-клуб» Ирина Емельянова. «Что касается федеральных франшиз, продают их менеджеры, для которых главное — количество продаж. Часто происходит так, что федералы просто не успевают обслуживать свои франшизы, — сообщила она. — Важный момент — маркетинговая составляющая. Все макеты, которые предоставляются из центра, не работают в регионах. Их приходится дорабатывать, отсюда дополнительные финансовые затраты».

Именно поэтому франчайзи возлагают надежды на региональных бизнесменов, которые формализуют успешную идею и продадут ее, скажем, на Север. Там, по заверению Емельяновой, дело обязательно выстрелит.

Создание франшиз нужно упростить

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

Полмиллиона рублей на разработку франшизы — действительно дорогое удовольствие, обратил внимание на проблемы франчайзеров директор ООО «Интек-Сити» Алексей Карандаев. По его мнению, многое можно было бы изменить в поддержке предпринимателей, чтобы облегчить им жизнь. Например, предоставить по льготным ценам в аренду площади первых этажей муниципального жилья. Или открыть школу франчайзи.

«Люди порой не понимают, во что ввязываются. Если человек не знает основ бизнеса, то он потерпит неудачу. И она будет связана не с моей франшизой, а с его недостатками, — пояснил свою мысль Карандаев. — С одной стороны, какая разница — свой паушальный взнос он заплатил. С другой — на региональном уровне репутация беспокоит франчайзера больше чего-либо другого».

Карандаев пошел еще дальше, предложив выложить в открытый доступ типовую документацию для создания франшиз. Этакую матрицу франшизы. Чтобы франчайзер ввел свои данные, потратив пару дней на подгонку документов под свой бизнес, и на выходе получил готовую стопку бумаг.

«Выложить все в общий доступ — вскрыть вены тем, кто на этом зарабатывает», — отозвался на предложение бизнесмена Андрей Пантелеев. Но по словам Карандаева, никто сейчас не пойдет на огромные траты для написания франшизы, а потребность в этом есть.

«Франчазинг сам по себе социально значим. Не обязательно, чтобы проекты были направлены в социальную сферу. Нет смысла популяризировать какие-то конкретные франшизы. Сейчас главное — потребности. Какой бы красивой не была франшиза, нужно смотреть на улицу, что там сейчас востребовано», — заметил директор ООО «Интек-Сити».

Туристическая франшиза — не франшиза

Тюменским франчайзи предложили смотреть на улицу

Наиболее жаркая дискуссия разгорелась, когда участники круглого стола, наконец, дошли до той сферы бизнеса, которая особенно остро ощущает слабость рубля, — туризма, хотя директор тюменского филиала ООО «Пегас Екатеринбург» Виктория Голина и постаралась убедить всех, что, несмотря на все проблемы, сеть агентств, к которой принадлежит и ее предприятие, продолжает расти.

«Мы очень остро чувствуем непростую экономическую ситуацию в нашей стране. Но мы видим, что агентства все-таки развиваются, какого-то упадка нет. В следующем году есть договоренности об открытии новых офисов», — заверила Голина.

Директор ООО «ТВОГ-экспресс» Геннадий Черняев возразил ей, сообщив, что уже закрыл пять из 14 офисов различных туроператоров в Тюмени, потому что они прекратили вылеты. «Франчайзинговый офис не выполняет своих функций. Мы не пользуемся никакими привилегиями. Демпинги привели к падению множества операторов. Франчайзеры стремятся открыть максимальное количество офисов франчази, что повышает конкуренцию», — описал ситуацию Черняев.

На это Андрей Разуваев ответил, что в России туристический франчайзинг не настоящий. «Это же агентский бизнес! — сказал он. — Нет требований не работать с другими операторами. Это не франчайзинг в чистом виде».

Виктория Голина спорить с коллегами не стала, добавила только, что в Тюмени уже есть несколько агентств, которые могли бы написать свою франшизу. «В регионах есть компании, готовые развиваться дальше при какой-то поддержке. Это очень интересный бизнес, который стоит вложений», — заметила она.

Договориться до какого-то практического решения поднятых в рамках круглого стола проблем его участники не смогли и за полтора часа. Сошлись на том, что нужно организовать рабочую встречу более узким кругом специалистов. Может, тогда удастся перейти от слов к делу?

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В реке Ишим уровень воды начинает снижаться
В реке Ишим уровень воды начинает снижаться
Волна движется дальше по течению.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#губернатор
#Александр Моор
#паводок
#Ишим
#Ишимский район
На лодочной переправе в Ишимском районе круглосуточно дежурят медики и спасатели
На лодочной переправе в Ишимском районе круглосуточно дежурят медики и спасатели
Все подтопленные населенные пункты обеспечены водой и продуктами питания.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Ишим
#Ишимский район
#Казанский район
#паводок
#медицина
#здравоохранение
#население
#спасатели
В Тюменской области более двухсот сотрудников полиции круглосуточно следят за подтопленными населенными пунктами
В Тюменской области более двухсот сотрудников полиции круглосуточно следят за подтопленными населенными пунктами
Всего задействовано более 230 сотрудников полиции и 70 единиц техники.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Ишим
#Ишимский район
#паводок
#полиция
#ДПС
#УМВД
#МВД
#Казанский район
#Викуловский район
28 апреля в Тюмени пройдет форум "Семья"
28 апреля в Тюмени пройдет форум "Семья"
Специалисты расскажут обо всех льготах и выплатах, а няни поиграют с детьми.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#дети
#родители
#форум
#семья
#образование
Операторы горячей линиии по вопросам паводка в Тюменской области приняли более трех тысяч звонков
Операторы горячей линиии по вопросам паводка в Тюменской области приняли более трех тысяч звонков
Днем на линии работают до 20 операторов, ночью - три человека.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#горячая линия
#122
#оператор
#звонок
#оповещение