Dipol FM | 105,6 fm
92.13
98.71

Сырная лихорадка

Пока на границах России бульдозеры безжалостно раскатывают по земле тонны санкционного сыра, в отечественном сельхозпроизводстве наметился настоящий бум.

Пока на границах России бульдозеры безжалостно раскатывают по земле тонны санкционного сыра, в отечественном сельхозпроизводстве наметился настоящий бум в производстве этого продукта. Вынужденный уход с местного рынка импортных сыров, таких популярных сортов как «Пармезан», «Моцарелла», «Гауда» и других, не мог не сказаться. Так, по данным Росстата, за первое полугодие 2015 года сыра в нашей стране произведено на 27,5% больше, чем за аналогичный период года прошлого. Что, на фоне, общего падения промпроизводства (на 2,7%), выглядит очень хорошим показателем.

Показатели Тюменской области даже превышают общероссийские — сыров в январе-июне 2015 года у нас стали делать на 46,8%, сообщает Тюменьстат. При этом, и потребление, и продажи сыра в регионе растут на протяжении нескольких лет — в 2013 через розницу было продано на 2,5% продукта больше, чем в 2012; в 2014 году рост, по сравнению с прошлым годом составил еще 6,7%.

Флагманом наступившей сырной лихорадки в регионе выступает ОАО «Золотые луга», на Ишимском заводе компании осенью прошлого года начался массовый выпуск популярных полутвердых сортов сыра «Голландский» и «Пошехонский», после Нового года к ним добавились еще и «Гауда» и «Эдам».

Второе рождение ишимского сыра

Вообще-то, сыр в Ишиме производят уже более полувека. Но последние десятилетия этот продукт был известен разве что жителям самого Ишима, да близлежащих районов. Региональная власть в лице губернатора Владимира Якушева не раз пыталась обратить внимание розничных продавцов на вкусный и натуральный продукт, но по-настоящему в серьезных масштабах ишимские сыры начали производить только в прошлом году.

По словам директора по продажам ОАО «Золотые луга» в Тюмени Юлии Шамшуриной, ежемесячный объем производства сыра сегодня составляет 20 тонн. По данным управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, около 3 тонн из этих 20 реализуется через сетевых ретейлеров Остальное через рынки, традиционные магазины у дома и социально-значимые объекты.

«Мы представлены в трех федеральных сетях: «Магнит», «Лента» и «Мегамарт», — рассказывает Юлия Шамшурина, — кроме того, на всех рынках Тюмени, магазинах у дома, и региональных сетках: «Тамара», «Абсолют», «Калинка-Гурмэ», «Мостовский», «Катран». На прошлой неделе первые поставки ишимского сыра начались пришли в гипермаркет Metro. В целом, в планах «Золотых лугов» охватить весь сетевой ретейл региона.

Как сообщили в управлении лицензирования, еще в ноябре 2014 года поставки в сети составляли около 900 кг в месяц. Таким образом, рост за полгода составил около 350% и перспективы для дальнейшей экспансии довольно большие. Тем более, что производственные мощности комбината в Ишиме позволяют увеличить производство в пять раз — до 100 тонн продукта в месяц.

Впрочем, помимо открывшихся возможностей есть и ограничивающие факторы. Рассмотрим их.

Мы за ценой не постоим

Ишимский сыр дороже своих аналогов на 100−200 рублей. Корреспондент «Вслух.ру» лично проинспектировал торговые сети и обнаружил, что в «Ленте» килограмм «Голландского» от «Золотых лугов» стоит 504,39 рубля; в «Мегамарте» — 472,9 рубля; в гипермаркете «Магнит» — 441,2 рубля. Интересно, что в магазинах у дома тюменских сетей цена не особо выше, а то и дешевле, чем в некоторых гипермаркетах. Так, в «Тамаре» сыры продаются по 485 рублей за кг, в «Катране» — по 487 рублей.

При этом, в любой из торговых точек есть дешевые аналоги. Например, в «Магните» можно найти белорусский «Пошехонский» сыр по 404 рубля за кг. В «Мегамарте» замечен «Голландский сыр» из Верхней Пышмы по 330,9 руб. Наконец, в «Ленте» на одной полке с ишимской продукцией лежит сыр аналогичных сортов, произведенный в Витебске — 266,99 рублей за кг.

Цена определяется качеством сыра, уверена Юлия Шамшурина. «По нашему опыту, цена настоящего сыра на полке магазина не может быть меньше 400−450 рублей», — уверяет она. На производство одного килограмма сыра нужно 12 кг молока сырья, средняя стоимость которого в России составляет 19−20 рублей. При этом, для сыра молоко нужно высшего качества.

«Вот и получается, что только себестоимость сырья в 1 кг сыра равна 220−250 рублей. А ведь, сюда еще не заложена закваска, упаковка, логистика, маркетинг и прочие расходы», — отмечает директор по продажам. Таким образом, если на полке мы видим сыр по 250 рублей, возникает резонный вопрос о его натуральности.

Что, впрочем, не является свежей новостью. По данным экспертов организации Союз потребителей «Росконтроль», около 70% российских сыров содержат в себе растительные заменители животных натуральных продуктов, в частности — пальмовое масло. Следует отметить, что пальмовое масло не такое уж зло, каким его пытаются представить. Вреда организму оно не несет — его в частности добавляют в молочные смеси, чтобы приблизить их по составу в грудному молоку. Но с тем, что сыр из пальмового масла — не сыр, спорить трудно.

Поэтому «Золотые луга» основной упор в продвижении сыра делают на его качество, для чего проводят дегустации-консультации в торговых сетях. По данным компании, во время последнего анкетирования на вопросы производителя ответили 215 человек. 93%, безусловное большинство (200 человек), оставили положительный отзыв, 90% (193 человека) сказали, что готовы приобретать сыр «Золотые луга» или уже покупают его. Тюменцы характеризовали сыр как «вкусный, замечательный, настоящий, как в детстве, сливочный, натуральный». При этом, 99% опрошенных отметили, что их устраивает цена на сыр, ведь качественный продукт не может быть дешевым.

Реклама — двигатель торговли

Дегустации остаются основным методом продвижения нового продукта «Золотых лугов». «Мы стараемся стараемся как можно больше времени уделять покупателю, объяснить ему, почему наш сыр нужно покупать, дать попробовать, чтобы он сам убедился», — рассказывает Юлия Шамшурина. При этом признаваясь, что на такой подход времени уходит больше, чем на простое визуальное объявление.

Дегустации, безусловно, хороший инструмент маркетинга, но для должного эффекта они должны носить постоянный и массовый характер. Вот слова корреспонденту «Вслух.ру» одного из постоянных покупателей «Мегамарта», Ирины, 29 лет: «Ишимский сыр? Нет, не знаю. А, „Золотые луга“ — знаю, конечно. А что они в Ишиме сыр делают?» Довольно красноречиво.

К слову, только в «Ленте» сыр на полке выделен специальным ценникодержателем «Сделано в Тюмени», во всех остальных торговых точках — просто лежит в ряду себе подобных, отличаясь разве что упаковкой (на которую никто не смотрит), и ценой, о которой мы писали выше. В той же «Ленте», кстати, только в холодильной витрине сыр представлен более, чем 150 товарными наименованиями — найти среди них два вида ишимского продукта («Гауда» и «Эдам», кстати, нигде замечены не были) довольно проблематично. При этом о лояльности тюменского потребителя к местным товарам не говорит только ленивый — почему это преимущество не используется как должно, непонятно.

Между тем маркетинговая активность «Золотых лугов» все-таки имеет место быть. Юлия Шамшурина рассказала, что недавно ишимские сыры рекламировались на баннерах, рядом местами продаж. Кроме того, в «Ленте» на экранах в торговом зале периодически прокатываются ролики, рекламирующие продукт. Задействованы в продвижении сыра и социальные сети. Надеемся, эти шаги приведут к нужному эффекту, и как можно больше тюменцев узнают о том, что сыр в Ишиме делают натуральный и вкусный.

Перспективы и сложности рынка сыра в России

Как рассказала «Вслух.ру» консультант французской аналитической компании Gira Вероника Агуэра, побывавшая недавно в Тюмени в рамках автопробега «Дорогу молоку», в России, и в Тюменской области достаточно возможностей для того, чтобы существенно увеличить производство сыра. Особенно, если Россия не отметит санкции. А делать это, по мнению французского эксперта, категорически нельзя — пока отрасль от этого только выигрывает.

Но не все так радужно. Во-первых, после ввода эмбарго, российские производители лишись в том числе и импортного молока — сырья, необходимого в производстве сыра. Собственного молока, уверена Веронгика Агуэра, в России не хватит. Даже в перспективе до 2019 года производство молока в стране будет прирастать максимум на 1%, тогда как аналитики Gira считают, что для закрытия дефицита необходим рост в 26%.

К чему это приведет? К той же самой замене животных компонентов растительными. Что, к тому же обусловлено, ростом цены на отечественные продукты на фоне падения покупательской способности населения. Согласно исследованию российской компании ALTO CONSULTING GROUP, средняя розничная цена на сыры сычужные твердые и мягкие только за январь-февраль 2015 года выросла на 20,6% к уровню прошлого года и составила 423,5 руб./кг.

При этом в мире цена на молоко снижается, чему, в том числе (особенно в отношении стран ЕС) поспособствовало российское эмбарго. На фоне высокой стоимости сыра в нашей стране этот факт открывает перспективы для экспансии на местный рынок для импортных производителей из тех стран, которые под санкции не подпадают. Вероника Агуэра рассказала, что сырные заводы под поставку продукции в России уже строятся в Турции. Кроме того, в приграничном Китае реализуется проект мега-фермы на 100 тыс. коров — также для производства и экспорта сыра в Россию.

Видится, что у тюменских производителей в этих условиях перспективы достаточно неплохие. Во-первых, сырья у нас хватает. Губернатор Владимир Якушев не раз заявлял о том, что область полностью обеспечивает себя молоком, а директор департамента АПК Тюменской области Владимир Чейметов говорил, что 60% молочной продукции, произведенной в регионе, реализуется за его пределами. Во-вторых, по данным ALTO CONSULTING GROUP, средняя цена производителей на сыры в УФО ниже общероссийского показателя на 15%. Тогда как в соседнем Сибирском федеральном округе она превышает среднюю цену по стране почти на 24% - чем не направление для экспансии, при достаточном уровне производства. Ну и наконец, наличие в полном объеме натурального сырья, при его дефиците в других регионах, может выгодно отличать тюменский сыр по качеству продукта.

Вот только об этом качестве необходимо громко заявлять. Но это уже вопрос к производителям.

_Кстати, «Золотые луга» — не единственный производитель сыра в регионе. Недавно производство наладили на заводе «Тюменьмолоко». Но менеджмент компании на протяжении недели никак не соберется дать нашему изданию информацию о новом продукте, его преимуществах и перспективах развития производства. Это к вопросу о продвижении._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Ялуторовске и Омутинском автоинспекторы задержали пьяных автомобилисток без прав
В Ялуторовске и Омутинском автоинспекторы задержали пьяных автомобилисток без прав
Обе любительницы приключений изрядно выпили перед поездкой.
#ГИБДД
#нарушители
#пьяное вождение
#Ялуторовск
#Омутинское
Стоит ли отказываться от медпомощи при укусе клеща
Стоит ли отказываться от медпомощи при укусе клеща
Некоторые пациенты игнорируют подписание документов об оказании помощи.
#клещ
#инъекция
#иммуноглобулин
#укус
На трассе Тюмень - Омск в Абатском районе вводится ограничение для грузовиков
На трассе Тюмень - Омск в Абатском районе вводится ограничение для грузовиков
Запрещен проезд машин с нагрузкой на ось более шести тонн.
#дороги
#ограничение
#Абатский район
#Уралуправтодор
Российские аналитики рассчитали индекс шашлыка
Российские аналитики рассчитали индекс шашлыка
Меньше всего подорожал шашлык из говядины.
#шашлыки
#цена
#исследование
#индекс
#новости России
Екатерина Шкред: Волонтер – это человек, который понял смысл жизни
Екатерина Шкред: Волонтер – это человек, который понял смысл жизни
Волонтер из Тюмени с 12-летним стажем рассказала, как она помогает животным и приобщает к этому окружающих.
#волонтеры
#животные
#приют для животных
#помощь
#дети
#новости Тюмени